Проект госбюджета уже в ВР

Oct 03, 2017 11:21




Если кратко охарактеризовать суть предлагаемого документа, то он невыполним и антисоциален.

Основные макроэкономические параметры бюджета, что уже традиционно для последних лет, не отражают реальную ситуацию, это скорее фантазии на тему неизбежного возобновления экономического роста.

Реален ли рост ВВП на 3%? Вполне, если учесть глубину пропасти, в которую скатилась украинская экономика в результате деятельности еврореформаторов. Будет ли достигнут такой рост? Лишь в том случае, если на мировом рынке спрос на украинское сырье и продукцию с низкой степенью обработки будет высоким. Так называемые реформы на это если и влияют, то только негативно (причем существенно), позитивных результатов от них ждать не приходится.

Соответствует ли прогнозное значение ВВП сложившейся экономической ситуации? Нет. В правительстве не заметили, что и так вялый рост реального ВВП уже давно замедляется. В IV квартале 2016 года он составил к соответствующему периоду предыдущего года 4,8%, в I квартале 2017-го ― 2,5%, во II квартале ― 2,3%. При этом прогнозы и КМУ, и НБУ предусматривают дальнейшее замедление роста. Не преодолено падение в промышленности. За январь ― август 2017-го по отношению к соответствующему периоду прошлого года наблюдается падение на 0,4%.

Реальна ли инфляция на уровне 7%? Безусловно, нет. И в частности, потому, что занижение инфляции в бюджете и высокий рост реальной инфляции являются основным фактором его выполнения и даже перевыполнения. В бюджете-2017 инфляция прогнозировалась на уровне 8,2%, однако к концу 2017 года она составит в лучшем случае около 12%. Более вероятен рост на 14-16%.

Этого же можно ожидать и в 2018-м, что практически сведет к нулю эффект от повышения минимальной зарплаты в январе на 16,3% ― до 3 723 грн. И тем более прожиточного минимума, который в январе 2018-го составит 1 700 грн, а к концу года должен увеличиться на 9% ― до 1 853 грн.

В правительстве прогнозируют дальнейшее снижение курса гривны, что плохо соотносится с прогнозами роста ВВП и золотовалютных резервов. Вероятный курс национальной валюты оценили на уровне в 30,1 грн/$. Девальвация гривны наряду с инфляцией также является фактором наполнения бюджета, поскольку существенная часть поступлений привязана к курсу: ввозные пошлины, импортный НДС и другие сборы. Это значит, что проект бюджета в немалой степени ориентирован не на реальный рост экономики, а на манипуляции в денежной сфере.

Предполагаемое наращивание экспорта полностью зависит от внешнеэкономической конъюнктуры, а не от действий КМУ, поэтому данный показатель является условной величиной. Но характерно, что поступления от экспорта товаров и услуг, согласно прогнозам правительства, должны вырасти на 7,3% ― с $50,7 млрд в текущем году до $54,4 млрд в следующем. А планируемый рост объемов импорта составляет 8% ― с $57,2 млрд до $61,8 млрд. Это значит, что фактически закладывается очередное увеличение негативного баланса внешней торговли (с $6,5 млрд до $7,4 млрд, то есть на 14%), что плохо отразится на всей экономике.

Естественно, что максимально учтены интересы силовиков. «Расходы на оборону увеличатся до 164,9 млрд грн. Это зарплаты наших воинов, качественное техническое оборудование и перевооружение», ― заявил во время представления проекта бюджета премьер-министр В. Гройсман. Непосредственно на армию, согласно проекту госбюджета, предусмотрено 83 млрд грн, что почти на 19 млрд грн больше, чем в бюджете 2017 года. МВД получит дополнительно почти 13 млрд грн и в целом 63 млрд, погранслужба ― дополнительно 2 млрд грн и в целом 9 млрд.

Но если щедрое финансирование затрат на оборону и силовых ведомств еще можно как-то оправдать ситуацией на Донбассе, то объяснить непомерные затраты на власть на фоне непрекращающихся призывов к населению «затянуть пояса» сложно. АП обещано 2,3 млрд грн, КМУ ― 1,5 млрд грн, а ВР ― 1,8 млрд грн. Структура расходов явно не соответствует тому, что Украина ― это парламентско-президентская республика.

В бюджет заложено увеличение выплат на 11% (до 112,5 млрд грн) на здравоохранение и на 18,3% (до 217,5 млрд грн) на образование. Но поскольку уровень инфляции будет существенно выше предусмотренных 7%, реального увеличения расходов на эти цели не произойдет (в случае со здравоохранением) или же оно будет незначительным (в случае с образованием).

Кроме того, 13,5 млрд грн намерены выделить несуществующей структуре ― Национальной службе здравоохранения. Хотя неизвестно, будет ли она вообще создана, поскольку закон о медицинской реформе пока не принят во втором чтении и велика вероятность того, что принят так и не будет.

В целом же проект госбюджета-2018 производит впечатление очень сырого документа даже по сравнению с предыдущими проектами еврореформаторов.

Верховная Рада, бюджет Украины, социальное обеспечение, торговля, социальные стандарты, бюджетная политика, экономический кризис, экономика, Виктор Медведчук, импорт, инфляция, социальная политика, ВВП

Previous post Next post
Up