Антисоциальная направленность проекта бюджета на 2018 год, представленного Кабмином на рассмотрение Верховной Рады, становится очевидной, если проанализировать этот документ.
Речь идет в первую очередь о соотношении так называемого среднего прожиточного минимума (СПМ) и инфляции. Так, к концу 2017-го правительство предлагает поднять прожиточный минимум на одного человека до 1 853 грн, то есть на 14,1%, утверждая, что инфляция в будущем году вырастет всего на 7%. Последний тезис вызывает более чем обоснованную критику экспертов. Судите сами:
- в январе ― августе 2017 года индекс инфляции уже превысил прогноз на 2017 год в 8% и составил 8,1%;
- все независимые эксперты основных товарных рынков указывают на то, что инфляционные процессы в стране усиливаются и до конца года цены вырастут еще больше. В первую очередь это касается цен на продукты питания, одежду и обувь, лекарства;
- правительство отказалось от системы госрегулирования максимальных торговых наценок на основные социально значимые продукты питания, но не создало никакой другой системы сдерживания роста потребительских цен в стране.
Реальна ли при таких условиях инфляция в 2018-м на уровне 7%? Безусловно, нет. Так, собственно, происходит и в текущем году: запланированный правительством уровень инфляции на 2017-й уже превышен по итогам восьми месяцев.
Неслучайно Кабмин заложил в бюджете на будущий год курс гривны на уровне 30,1 грн/$, что на 14,8% выше сегодняшнего курса НБУ. Значит, и девальвация гривны будет «работать» на раскручивание инфляционных процессов в стране.
По предварительным оценкам независимых экспертов, уровень реальной инфляции в будущем году составит не менее 14-16%, явно превысив запланированное правительством повышение социальных стандартов.
Таким образом, уже в проекте госбюджета-2018 заложено снижение уровня жизни украинцев, что дает все основания назвать этот проект бюджета антисоциальным.