Украина имеет чрезвычайно выгодное географическое положение, но состояние логистики (организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков к потребителям) не позволяет стране использовать свой уникальный транспортный потенциал в торговых отношениях Европы и Азии, а также подрывает конкурентоспособность всей украинской экономики.
И причина не только в крайней изношенности и устарелости транспортной инфраструктуры, но и в порочной тарифной политике, которая направлена на максимизацию прибылей государственных и негосударственных монополистов и «латание» бюджетных дыр. Фактически непрерывное повышение различного рода транспортных тарифов и сборов превратилось в основной механизм решения проблем украинского транспорта, что в конечном итоге приводит к деградации этой важнейшей отрасли экономики.
Представители промышленных ассоциаций обратились к премьер-министру В. Гройсману, с тем чтобы «Укрзалізниця» воздержалась от повышения грузовых ж/д тарифов до конца текущего года.
В обращении, в частности, говорится: «Считаем, что рассмотрение какой-либо инициативы «Укрзалізниці» относительно прямого или опосредованного увеличения уровня грузовых железнодорожных тарифов должно происходить исключительно в прозрачном формате диалога с бизнесом и общественностью, поскольку любой диспаритетный подход может привести к крайне негативным последствиям не только для отдельных отраслей промышленности и АПК, но и для экономики Украины в целом».
Впрочем, эта проблема актуальна не только для железнодорожного транспорта, но и для грузовых перевозок морским, речным, трубопроводным, автомобильным транспортом. К примеру, президент объединения «Укрметаллургпром» А. Каленков считает, что понижение ставок портовых сборов в Украине необходимо уже в текущем году, поскольку сегодня портовые сборы в Украине более чем в три раза превышают сборы в портах-конкурентах.
Проблема возникла не сегодня и не вчера. Но политика еврореформаторов в кратчайшие сроки привела к ее критическому обострению, к ускоренной деградации украинской логистики. Индекс эффективности логистики LPI (Logistics Performance Index) Украины, рассчитываемый по методологии Всемирного банка, по итогам 2016 года снизился на 19 (!) позиций ― Украина оказалась на 80-м месте из 160 стран (в 2014 году она была на 61-й позиции).
Это ― не меньший удар по экономике страны, чем спровоцированное еврореформаторами падение промышленного производства.