«За пределами НАТО…»: в США заговорили о постоянно нейтральном статусе Украины

Sep 04, 2017 18:14



Пока украинское руководство продолжает повторять мантры о безальтернативности вступления Украины в НАТО, идея ее нейтрального статуса завоевывает все больше сторонников за рубежом, в том числе в той стране, которая, в сущности, определяет политику альянса, ― в Соединенных Штатах Америки. Это видно по недавно изданной Институтом Брукингса книге известного военного эксперта Майкла Э. О’Хэнлона «За пределами НАТО: новая архитектура безопасности для Восточной Европы» (BEYOND NATO: A NEW SECURITY ARCHITECTURE FOR EASTERN EUROPE).

Прежде чем говорить о книге, стоит сказать несколько слов о ее издателе. Созданный 101 год назад Институт Брукингcа ― это самый крупный и влиятельный интеллектуальный центр Демократической партии. В течение последних 15 лет его возглавляет известный американский дипломат Строуб Тэлботт, восемь лет проработавший в администрации Билла Клинтона, сначала в качестве посла по особым поручениям и специального советника государственного секретаря по странам бывшего Советского Союза, а с 1994-го ― в качестве заместителя госсекретаря. Тема России ― одна из главных в деятельности Института Брукингcа, и во время последней президентской избирательной кампании он подготовил немало резких антироссийских меморандумов и публичных аналитических документов.

Тем примечательней выход упомянутой книги, в которой признается, что к настоящему моменту расширение НАТО оказалось фактором, провоцирующим напряженность.

Суть идей О’Хэнлона сводится к тому, что альянсу следует официально объявить о своем прекращении дальнейшего продвижения на Восток и договориться с Россией о нейтральном статусе целого пояса стран, пока не входящих ни в одну систему коллективной безопасности ― от Грузии и Азербайджана на юге до Швеции и Финляндии на севере. В список входят также Сербия, Косово, Молдова и Украина. Эти страны должны быть объявлены постоянно нейтральными, но в обмен на юридически гарантированное обязательство НАТО не двигаться далее. Россия же также юридически гарантированным актом обязуется вывести свои войска из всех постоянно нейтральных государств и более не посягать на их территориальную целостность. При этом все упомянутые страны сохраняют свободу действий относительно вступления в любые другие альянсы, кроме военных.

Особо следует отметить то, что в этой книге написано об Украине. Ее достижения за годы независимости не впечатляют автора. «Нынешнее украинское государство остается погрязшим в коррупции и характеризуется плохим менеджментом и борьбой политических фракций. Так называемые оранжевая революция 2004-2005 годов и Майданная революция 2013-2014-го не смогли привести к значительным улучшениям. Если сравнивать Украину и Польшу… то к концу холодной войны это были две страны с примерно сопоставимым населением и уровнем ВВП на душу населения, но сейчас Польша в три раза богаче. Это различие произошло, несмотря на то, что в Украине одни из лучших в мире сельскохозяйственных земель и она наследовала существенную часть высокотехнологичной индустриальной базы бывшего СССР».

Что же касается ситуации на Донбассе, то О’Хэнлон характеризует ее как гражданскую войну, хотя и говорит о вовлеченности России. При этом, по мнению автора, «членство Украины в НАТО не является действенным путем решения нынешнего кризиса; даже самые ястребиные голоса внутри НАТО не призывают к скорому вступлению в альянс Украины или любой другой центральноевропейской страны».

Урегулирование же О’Хэнлон считает возможным на основе широкого проекта новой архитектуры европейской безопасности: «В свете причин и обстоятельств украинского кризиса нужна большая идея, чем просто вооружение украинских военных, усиление санкций против России и безнадежная надежда на то, что нынешний минский дипломатический процесс принесет успех… Украинская гражданская война должна быть прекращена, а российское присутствие на Донбассе ― ликвидировано. “Минск-2” должен быть имплементирован, и Донбасский регион должен получить определенную автономию. В текущей украинской политической ситуации об автономии трудно договориться, но в контексте более широкого пакта, который бы завершил войну, от Киева можно было бы ожидать большей гибкости».

При этом автор высказывается как против поставок Украине летального оружия, так и против ее возможного участия в оборонных структурах ЕС, считая эти действия несовместимыми с урегулированием кризиса.

Не стоит считать публикацию этой работы лишь выражением частного мнения. Ведь Институт Брукингcа не ограничился ролью издателя книги. С участием О’Хэнлона прошла серия публичных мероприятий в Институте Брукингcа, на сайте размещено и несколько видеороликов, раскрывающих суть его работы. Поэтому книгу «За пределами НАТО: новая архитектура безопасности для Восточной Европы» правомерно считать своеобразным зондажем политического класса как США, так и заинтересованных стран.

Украина-НАТО, Европа, Донбасс, Виктор Медведчук, Минские соглашения, НАТО

Previous post Next post
Up