Sep 11, 2012 12:54
Еще лет десять такого "развития" и экономика Украины будет интересна только археологам.
Свершилось! Прошло всего лишь 10 лет и украинское правительство (в данном случае - в лице Николая Яновича Азарова) «прозрело» и поняло, что необходимо создание трехстороннего газотранспортного консорциума.
«Известия в Украине» привели слова премьера в статье в «Frankfurter Allgemeine Zeitung»: «Газовые конфликты Украины и России последних лет продемонстрировали необходимость совместной координации действий в вопросах энергетической безопасности - имею в виду сочетание интересов России как поставщика, Украины как транзитера, ЕС как основного потребителя». Правительство предлагает передать управление ГТС международному консорциуму, который «обеспечивал бы ее прозрачное и справедливое администрирование, осуществил бы ее модернизацию, которая обойдется в целом 4,5 миллиарда евро».
Напомню, это предлагалось еще в 2002 году, но вернулись к этой идее не в 2006 году, когда Виктор Янукович вторично стал премьером, и не в 2010 году, когда было сформировано правительство Азарова, а только сейчас. Причина очевидна - договориться с Россией относительно отмены газовых соглашений 2009 года не удалось (отмечу, что исходя из позиции украинских переговорщиков, ничего получиться и не могло, но это - отдельная тема).
К сожалению, правительство не заметило, что за 10 лет мир немного изменился.
Прежде всего, изменилась позиция Европы.
Во-первых, были составлены пресловутые «энергопакеты», в которых учитываются только интересы потребителя, но никак не производителя и транзитера энергоресурсов. Российские эксперты уже прямо говорят, что схема работы ЕС с «Газпромом» больше всего напоминает грабеж. Российская сторона вынуждена выполнять долгосрочные контракты не смотря на то, что правила изменились.
Кстати, присоединение Украины к «энергопакетам» было шагом, мягко говоря, преждевременным, принятым в интеграционном угаре без попытки анализа, насколько это выгодно Украине.
Во-вторых, Европа неоднократно прямо указывала, что не хочет участвовать в консорциуме. Да, собственно, и субъекта такого участия со стороны ЕС нет - если в Украине и России субъектами выступают государственные компании-монополисты, то в Евросоюзе общей компании нет, и появится ли она (тем более - когда появится) сказать нельзя.
В-третьих, Европа находится в состоянии жесткого кризиса, и у нее просто нет лишних денег, чтобы вкладывать их в развитие украинской ГТС. Они лучше вложат их в макроэкономическую стабильность, например, Португалии (от поддержки Греции, кажется, уже отказались и обсуждают только дату ее выхода из зоны евро).
В результате, единственным партнером, с которым можно обсуждать тему консорциума, является «Газпром»… Однако, учитывая «поворотливость» украинской власти в таких вопросах, не исключено, что к пониманию этого факта придут еще через 10 лет, когда украинская ГТС будет нужна только сборщикам металлолома…
интересы общества,
экономика,
Виктор Медведчук,
ГТС,
внешняя политика,
Украина