ЗСТ с ЕС для Украины: вместо экономического прорыва ― экономический провал

Dec 11, 2015 15:55


В последнее время все громче звучат безапелляционные заявления представителей украинской власти о том, что соглашение о ЗСТ между Украиной и ЕС вступит в силу с нового года. «Мы решительны в своем стремлении ввести с 1 января 2016 года зону свободной торговли с ЕС», ― заявил президент Украины, пребывая с официальным визитом в Литве. «Мы определились. Украинская экономика будет соответствовать европейским стандартам. Поэтому ЗСТ вступит в силу», ― не менее решительно заявлял и премьер. Об угрозах и проблемах, которыми чревато экономическое сотрудничество Украины и ЕС в рамках зоны свободной торговли, в Киеве стараются не только не говорить, но и не думать. И это при том, что даже в Евросоюзе выражают сомнение в эффективности ЗСТ для Украины.

«Мы не должны преувеличивать мгновенный экономический эффект углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли», ― заявил руководитель торгово-экономического отдела представительства ЕС в Украине Николас Бердж, признав что эффект от имплементации ЗСТ будет заметен через 5−7 лет. Ранее столь же «оптимистическими» прогнозами делился и глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский. По его мнению, позитивный эффект такое сотрудничество может иметь года через 2−4. Правда, господин Томбинский признал, что «очень оптимистично настроен». Скорее всего, даже неоправданно оптимистично.

Если отбросить околоэкономические измышления об эфемерной выгоде для Украины от ЗСТ с ЕС (причем в весьма и весьма далеком будущем), возникает вопрос: чего именно ждать украинским производителям от столь распиаренной «углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли»?

Говорить об открытии для украинских производителей «емкого и перспективного рынка» Евросоюза по меньшей мере наивно. Неконкурентоспособность украинской продукции (и с этим не станут спорить даже самые рьяные апологеты экономической евроинтеграции) вызвана асимметрией партнерства. Низкий уровень инновационности, критически низкая производительность труда, отсутствие секторальной поддержки, невозможность провести быструю и масштабную модернизацию предприятий ― объективные факторы, препятствующие выходу на европейские рынки отечественных товаров. Кроме того, ЕС ввел жесткие ограничения в тех сегментах, в которых Украина действительно могла бы нарастить свое присутствие (сельхозпродукция, продовольствие, металл), и игнорирует все просьбы-требования Киева увеличить квоты.

Отдельная тема ― переход на «евростандарты», без чего прорыв на рынок ЕС в принципе невозможен. После многочисленных попыток гармонизировать украинское законодательство и законодательство и стандарты ЕС украинские «реформаторы» разработали Стратегию развития системы технического регулирования на период до 2020 года. Достаточно беглого изучения этого «стратегического» документа, чтобы понять: «обеспечение полного соответствия системы технического регулирования Украины требованиям ЕС» ― задание априори невыполнимое. Особенно если учесть, что речь идет как минимум о 20000 (!) стандартов технического регулирования (только до конца 2014 года Украина намеревалась внедрить порядка 3000 техрегламентов). В 2014-м Валерий Пятницкий, на то время заместитель министра экономического развития и торговли, предложил сделать это методом «смены обложки». «Мы берем действующие европейские техстандарты и регламенты, переводим и меняем обложку на украинскую. Это позволит нам резко активизироваться…», ― объяснял чиновник. Очевидно, что и в дальнейшем адаптация техрегламентов к нормам ЕС будет проводиться столь же «профессионально». «Реформаторов» не смущает тот факт, что КПД от подобной «активизации» равен нулю, они готовы трудиться бесконечно. «Появятся новые нормы, а потому это будет бесконечная работа», ― признает господин Пятницкий. А вот смогут ли украинские товаропроизводители приспособиться к новым стандартам ― этим вопросом в правительстве не задаются. Для чиновников важен процесс, а не результат. Стоит ли говорить, что при таком подходе роста экспорта в обозримом (да и необозримом) будущем ждать не приходится. Напротив, по информации Госстата, объем экспортированных товаров в страны ЕС в январе ― сентябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го снизился почти на треть ― на 30,4%. И это в условиях действия односторонних автономных преференций для украинских товаров! А ведь в июне 2014 года, когда Европа якобы открыла границы для украинской продукции, экс-министр экономического развития и торговли Павел Шеремета заявлял, что, по некоторым оценкам, это позволит даже вести речь «об увеличении украинского экспорта почти на треть от новых возможностей».

Но цифры и факты говорят сами за себя. Ориентируясь на них, несложно представить последствия, к которым приведет вступление в силу ЗСТ с Евросоюзом. Уже с 1 января отечественные производители окажутся заложниками евроинтеграционной истерии «власти камикадзе» ― они не только не осуществят стремительный прорыв на рынки стран ЕС, но и вряд ли смогут сохранить свои позиции в Украине.

Поскольку все риски и угрозы лягут на плечи украинских граждан, то именно они должны принимать решение о том, нужна ли нашей стране зона свободной торговли с ЕС. «Политическое будущее Украины будет… решаться украинским народом», ― заявил президент Украины в Литве. И это действительно было бы справедливо ― вынести на всеукраинский референдум стратегически важный вопрос о выборе вектора экономической интеграции. Пусть будущее своей страны определят ее граждане, а не чиновники и политики, которые давно перестали защищать интересы Украины и украинского народа.

вектор интеграции, всеукраинский референдум, ЗСТ с ЕС, Виктор Медведчук, евроинтеграционная истерия, внешняя политика Украины, «власть камикадзе», экономическая интеграция

Previous post Next post
Up