Nov 05, 2015 16:37
Местные выборы в Украине и кулуарные интриги на политическом олимпе отвлекли внимание украинцев от процессов, происходящих на внешнеполитическом фронте, в частности от тех изменений, которые претерпевают сегодня украинско-польские отношения. В последние полгода Варшава - один из самых активных евроадвокатов Украины в недавнем прошлом - демонстрирует скептически-настороженное отношение к евроустремленной киевской власти. Причем охлаждение между нашими странами началось еще до победы на президентских выборах представителя партии «Право и справедливость» Анджея Дуды. Камнем преткновения на пути развития добрососедских отношений между Киевом и Варшавой стало голосование в стенах ВР за закон о героизации участников ОУН-УПА. «Принятый украинским парламентом закон, который, помимо прочего, прославляет УПА, ― это пощечина для Польши и президента Бронислава Коморовского», ― заявили представители партии «Союз демократических левых». Впрочем, не скрывал своего разочарования и сам президент Польши: «Несчастье этого закона заключается в том, что он делает невозможным польско-украинский исторический диалог, без которого нет примирения и решения важных вопросов».
Варшава красноречиво продемонстрировала Киеву, что не намерена мириться с фетишизацией ОУН-УПА.
Дальнейшее развитие событий стало закономерным следствием недальновидной политики Киева. Победа представителей «ПиС» на президентских и парламентских выборах (эксперты считают, что присутствие Бронислава Коморовского в ВР в день голосования за закон о героизации ОУН-УПА могло серьезно подорвать его рейтинг), растущий скепсис в отношении украинской власти среди политических лидеров Третьей Речи Посполитой, эскалация напряженности в отношениях между Киевом и Варшавой, а затем и зазвучавшая с новой силой тема «Волынской резни» и тема реституции, которая стала активно использоваться определенными политическими силами в Польше.
В Польше набирает популярность «Реституция Кресов» - организация, заявившая, что намерена отстаивать интересы поляков, предки которых были депортированы с территории Западной Украины. И хотя официальная Варшава остается в стороне от этих процессов, однако заявления представителя «ПиС» сенатора Яна Жарина заставляют задуматься о том, как будут развиваться дальнейшие отношения между нашими странами. С одной стороны, политик осуждает то, что Украина оправдывает и поддерживает «организацию геноцида ОУН-УПА и их военные структуры», с другой - считает, что основной задачей польской власти должны стать сохранение и защита польского наследия за границей, в том числе в Восточных Кресах - землях, которые в настоящее время являются частью Украины. «Без Львова, города, который всегда был верен Польше, не существует польского народа. Сегодня это очевидно, хотя наши политики предпочитают об этом не упоминать», ― подчеркивает Ян Жарин.
Сложно сказать, могло бы прозвучать подобное заявление из уст представителя действующей власти в Польше, не будь приснопамятного голосования в ВР за закон о героизации бойцов ОУН-УПА, однако уже не вызывает сомнений то, что изменение тональности высказываний польских политиков стало реакцией на обострение полемики, связанной с трагическими событиями общей истории наших стран - событиями, о которых никто не вправе забывать.
В свое время и со стороны Украины, и со стороны Польши было приложено немало усилий для того, чтобы сгладить последствия этнополитического конфликта, чтобы представители обоих государств смогли признать факты, вписанные кровью в историю наших стран.
Да, установление исторической правды и восстановление справедливости требуют от всех нас осуждения событий тех лет. Мы должны осудить уничтожение и мирных поляков украинскими национал-радикальными организациями на Волыни, и мирного украинского населения в результате так называемых «акций отплаты за Волынь» и «превентивных акций», которые осуществляли польские вооруженные формирования. Историки разошлись во мнениях, что именно стало поводом к Волынской трагедии. Но это их задача - собирать факты, устанавливать точное количество жертв и выяснять причины кровавой резни. У политиков же задание иное ― наладить диалог и найти конструктивное решение, способное окончательно примирить два народа. Потому что необходимо не только осуждение, но и прощение.
Именно в таком духе велась работа Консультационного комитета президентов Украины и Республики Польша (я представлял украинскую сторону, а представителем Польши был Марек Сивец - глава Бюро национальной безопасности). Совместными усилиями мы пытались выстроить диалог, который помог бы увидеть пути к единению двух народов. С целью найти компромиссные решения проводились круглые столы при участии ученых, журналистов, историков, политиков и общественных деятелей. Польское и украинское духовенство неоднократно проводило совместные молебны памяти жертв трагических событий 1943 года. А президенты Украины и Польши Леонид Кучма и Александр Квасьневский приняли участие в церемонии открытия на Волыни, в селе Павловка (старое название ― Порыцк), памятника украинско-польскому примирению «Память ― Скорбь ― Единение», где было провозглашено совместное заявление «О примирении в 60-ю годовщину трагических событий на Волыни». Лидеры Польши и Украины заложили в подножие памятника капсулу с текстом заявления.
Хочу процитировать несколько строк из этого заявления, в котором стороны признали, что «осуждают действия, приведшие к преступлениям и изгнанию украинского и польского гражданского населения»: «Настало время освободиться от мучительного прошлого! Пусть прощение - дарованное и полученное - разольется, словно целебный бальзам, в каждом сердце».
На протяжении многих лет Киев и Варшава работали над тем, чтобы найти компромисс, наладить диалог, простить и попросить прощения. Удалось сделать немало, однако активизация национал-радикалов по обе стороны украинско-польской границы грозит свести на нет все усилия, все, что уже сделано для достижения взаимопонимания между нашими народами.
Героизация воинов ОУН-УПА, чествование национал-патриотов, потакание радикальным группировкам привели к тому, что тема «Волынской трагедии» и вопрос, кому принадлежит эта земля, снова становятся камнем преткновения в развитии украинско-польских отношений.
Сегодня Киеву и Варшаве необходимо действовать согласованно и конструктивно. Не сеять рознь, не провоцировать противостояние, а осудить попытки националистических движений свести счеты, взять реванш. Нам нужно возобновить диалог, и тут может пригодиться опыт взаимодействия, который был накоплен с 2003 года. Сейчас как никогда актуальна формула «простить и попросить прощения», уже не раз доказавшая свою эффективность, о чем свидетельствует мировая история.
историческая правда,
героизация участников ОУН-УПА,
примирение,
Виктор Медведчук,
Украина и Польша,
взаимоотношения,
внешняя политика