Шаг к референдуму о выходе из ЕС: итоги выборов в Великобритании

May 13, 2015 12:23


Итоги состоявшихся 7 мая выборов в Великобритании, стране со старейшей парламентской демократией, сделали Соединенное Королевство на шаг ближе к референдуму о пребывании в ЕС. Ведь результаты этих выборов показывают, что выступающая за проведение референдума Консервативная партия не только останется у власти, но и укрепит свои позиции.

Консерваторы получат на два с лишним десятка мандатов больше, чем в парламенте прошлого созыва, а значит, и абсолютное большинство, которого у них до сих пор не было. В крайнем случае для формирования большинства не хватит двух-трех голосов. Но младших партнеров в таком количестве найти будет нетрудно.

Вместе с нынешними партнерами по коалиции ― либерал-демократами ― большинство точно обеспечено. Да, либерал-демократы против ослабления связей с ЕС. Однако по сравнению с предыдущими выборами они получили почти в 3 раза меньше голосов, то есть мандатов у них будет меньше десятка, а не более полусотни, как раньше. Значит, в случае создания коалиции у либерал-демократов будет недостаточно голосов, чтобы заблокировать решение о референдуме. А премьер Дэвид Кэмерон вновь завел речь о нем сразу же после объявления результатов экзит-поллов: «Мы должны провести референдум, чтобы определить будущее Великобритании в Европе».

Лейбористы, которые до выборов шли почти нога в ногу с лидерами, в итоге получили даже чуть больший прирост голосов в процентном отношении, чем консерваторы (1,4% против 0,8%). Но все равно отстали от них на 6,5% и будут иметь на 26 мест меньше, чем в предыдущем созыве парламента. В Шотландии, где лейбористы традиционно выигрывали, почти все мандаты впервые достались Шотландской национальной партии, выступающей за независимость провинции. Эта партия победила там в 56 округах из 59, хотя в прошлом созыве имела только 6 мандатов. Такой результат означает, что, несмотря на поражение сторонников независимости на референдуме, идея шотландского суверенитета продолжает набирать силу.

Но если брать прирост не по числу мандатов, а по числу голосов, то самый высокий результат у Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP). Под независимостью в данном случае имеется в виду отделение от ЕС. Доля избирателей, голосовавших за эту партию, выросла в четыре раза ― с 3,1% до 12,6%.

Правда, год назад на выборах в Европарламент UKIP вообще оказалась сильнейшей (27,5% голосов). Но и нынешний ее результат никак нельзя считать неудачей по сравнению с теми выборами. Ведь в Европарламент депутатов выбирают по пропорциональной системе, а в британский парламент ― по мажоритарной, и многие округа уже считаются насиженными местами как для консерваторов, так и для лейбористов.

Поэтому ряд потенциальных избирателей Партии независимости Соединенного Королевства голосуют за традиционно ведущие политические силы, причем обычно предпочитают консерваторов. Сама же UKIP до нынешних выборов мандатов в британский парламент не получала, однако в ходе работы парламента последнего созыва в ее состав вошли 2 депутата, избранные как консерваторы. Сейчас же 1 представитель партии одержал победу в мажоритарном округе.

И давление как самой UKIP, так и ее избирателей, проголосовавших за кандидатов-консерваторов в округах (а это от четверти до трети электората тори), будет побуждать консерваторов решить вопрос об участии в ЕС путем референдума.

Стоит отметить, что нарастание евроскептицизма в Британии ― это прямое следствие недавнего расширения ЕС. К примеру, успехи Партии независимости Соединенного Королевства во многом связаны с ее идеей ограничения миграции. Причем речь идет в первую очередь не о неевропейцах из бывших колоний в Азии и Африке, а о восточноевропейцах, о пресловутом «польском сантехнике».

Начиная с 2001-го количество живущих в Великобритании выходцев из стран, вступивших в ЕС в 2004−2007 годах, увеличилось более чем в 10 раз ― со 113 тыс. до 1,147 млн. Больше половины из них ― поляки, чья численность возросла в 11 раз. А многие диаспоры росли еще быстрее: румын стало больше в 13,5 раза, латышей ― в 16 раз, а литовцев ― в 30. Литовцы (130 тыс. человек) ― вторая по размеру восточноевропейская диаспора в Британии. И это при том, что население самой Литвы меньше 3 млн.

Говорят ли такие цифры о процветании этой страны после вступления в ЕС? Думаю, это вопрос риторический. Впрочем, речь не о Прибалтике, а о Великобритании. И недовольство общества этой страны восточноевропейской миграцией ясно показывает: независимо от того, состоится ли референдум о членстве в ЕС и какие он даст результаты, Соединенное Королевство больше не будет в числе тех очень немногих западноевропейских государств, которые благосклонно относились к перспективе членства Украины в Евросоюзе.

итоги выборов, Виктор Медведчук, внешняя политика, Великобритания

Previous post Next post
Up