Apr 22, 2015 14:55
Количество сторонников евроинтеграции в Молдове стремительно падает ― большинство граждан не поддерживает присоединение страны к ЕС. Согласно данным соцопроса «Барометр общественного мнения» за март ― апрель 2015 года, на референдуме за присоединение к Евросоюзу проголосовали бы 39,5% респондентов, против ― 41,8%. А вот за вступление Молдовы в Таможенный союз свои голоса готовы отдать 57,8% опрошенных, 26,4% респондентов высказались против. Примечательно, что еще в ноябре 2014-го (меньше чем полгода назад!) за членство в ЕС выступали 44% молдаван, за присоединение к ТС ― 47%.
Сторонников евроинтеграции в Молдове заметно поубавилось после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. И это вполне закономерно. Молдавские политики обещали стремительный экономический подъем, рост благосостояния, завоевание европейского рынка. (Ничего не напоминает?) Однако по итогам 2014 года в Молдове зафиксированы спад экономики, резкое падение экспорта и девальвация национальной валюты (думаю, и здесь параллели очевидны). ВВП страны существенно замедлил темпы роста (с 9,4% в 2013 году до 4,6% по итогам 2014-го). Молдавский лей девальвировал, вследствие чего резко выросли цены на лекарства, продукты питания, импортные товары, подорожали коммунальные услуги. МВФ уже предупредил, что стране угрожает дальнейшая финансовая нестабильность, а отток инвестиций усилится. Все это очень напоминает происходящее в Украине, правда, в более мягком варианте. Причина - в разрыве торгово-экономических связей с РФ. Молдова как аграрная страна более 70% своей сельскохозяйственной продукции на протяжении многих лет экспортировала в Россию. Устоявшиеся торгово-экономические связи с РФ обеспечивали молдавских сельхозпроизводителей постоянными заказами и гарантировали им присутствие на самом привлекательном ― российском ― рынке сбыта. Однако после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС Россия, защищая свой рынок, ввела запрет на импорт из Молдовы свежих фруктов, консервов, мяса. Чуть раньше Москва ограничила поставки молдавского алкоголя. В результате сельхозпроизводители столкнулись с серьезнейшей проблемой - где и как продать значительную часть своей продукции.
Вице-премьер-министр, министр экономики Молдовы Стефан Кристоф Бриде признает: в 2014 году из-за российского эмбарго на молдавские продукты питания экспорт страны просел на 35% по сравнению с предыдущим годом. Потери фермеров Бриде оценил в $145 млн. Кишинев, собственно, как и Киев, не смог переориентироваться на европейский рынок. Молдавский экспорт в ЕС по-прежнему смехотворно мал. Так, по данным председателя молдавской компании UniAgroProtect Александра Слусаря, в прошлом году на европейский рынок молдаване смогли поставить лишь 2 тыс. тонн яблок (из выращенных в стране 450 тыс. тонн), 2 тыс. тонн слив (из 70 тыс. тонн). Из 380 тыс. тонн выращенного в 2014 году винограда в ЕС удалось экспортировать лишь 10 тыс. тонн. Для сравнения: тех же молдавских яблок только в Казахстан и Беларусь в 2014 году поставлено около 110 тыс. тонн. Это прекрасно демонстрирует, насколько рынок России и стран СНГ важен для молдавской экономики.
Стоит ли говорить, что заложниками безальтернативного курса на ЕС оказались в первую очередь рядовые граждане. Народ в полной мере ощутил на себе все прелести евроинтеграционных реформ, а потому нет ничего удивительного в том, что сегодня Молдову охватили массовые акции протеста аграриев. И недовольство прозападной политикой властей стремительно растет. Протестующие требуют от правительства активизировать переговоры о возобновлении поставок молдавской сельхозпродукции на российский рынок.
Негативный опыт евроинтеграции Молдовы и Украины только подтверждает правоту экспертов: резкий разрыв экономических связей с Россией губителен для большинства постсоветских экономик. И прежде чем бросаться в объятия Евросоюза, еврореформаторам стоило бы задуматься, не будет ли это шагом к пропасти - долговой, экономической и социальной.
Молдова,
ЕС,
Виктор Медведчук,
Соглашение об ассоциации,
Украина,
евроинтеграция