Европейский выбор Украины: две стороны медали

Mar 23, 2015 20:53


Визит в Украину генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда наглядно продемонстрировал, что «медовый месяц» во взаимоотношениях нынешней украинской власти и европейских институций миновал и происходящее в нашей стране вызывает все большее беспокойство у представителей СЕ, ответственных за гуманитарную ситуацию и обеспечение верховенства права.

Турбьерн Ягланд был достаточно категоричен и четко выделил основные месседжи. Во-первых, нельзя оправдывать нарушение прав человека в Украине и сворачивание демократических процессов боевыми действиями в стране. «Если у вашего государства действительно есть намерения и основания для временного ограничения действия некоторых статей Европейской конвенции по правам человека, то вы должны были бы сообщить об этом мне, генеральному секретарю СЕ. Вы могли бы дать разъяснение: какие статьи конвенции ограничиваются, по каким причинам это необходимо сделать, на какой период… И подчеркиваю еще раз: ограничения нельзя вводить «просто так», должны быть основания. Вы не можете просто сказать: права человека в Украине больше не существуют, потому что у нас война. И в то же время я считаю, что украинское общество продемонстрировало бы свою силу, если бы сказало: да, у нас конфликт, но соблюдение базовых европейских прав и стандартов в этот период становится еще более важным», ― подчеркнул он.

Во-вторых, Ягланд признал известные заслуги предыдущей власти в проведении правовых реформ, в частности в принятии нового УПК. В-третьих, высказался против нарушения принципа верховенства права, которое возможно в Украине в случае люстрации судейского корпуса.

В-четвертых, выступил против исключения России из состава Совета Европы. В-пятых, признал, что в украинском обществе нарастает недовольство. И связано это с разочарованием в том, как в стране проводятся преобразования. В-шестых, подчеркнул, что конституционные изменения должны не только обеспечить изменения в отношении правосудия, но и утвердить в Украине децентрализацию. В-седьмых, призвал покончить с «жестоким обращением и безнаказанностью в тюрьмах и в милиции».

И хотя звучала не только критика в отношении украинских властей, уже не вызывает сомнений: в Европе наконец-то заметили, что в течение последнего года в Украине наблюдается, мягко говоря, регресс в сфере соблюдения демократических стандартов и прав человека, а вооруженный конфликт служит оправданием такого положения дел. Украинские власти, хоть и уверяют в обратном, препятствуют конституционной реформе в направлении децентрализации, по-прежнему налицо и злоупотребления в правоохранительной и пенитенциарной системе.

Генсек Совета Европы говорил о неприемлемости такой политики Киева. И это, безусловно, шаг вперед, свидетельство того, что в Европе уже начинают осознавать реальное положение дел в Украине. Но задумываются ли в Европе о роли и ответственности Запада в целом и европейских стран в частности за тяжелейший кризис, переживаемый сейчас нашей страной? Ведь именно Европа поставила Украину перед необходимостью выбирать безальтернативный вектор внешнеэкономической интеграции.

Трудно недооценить влияние европейских государств и их политических стандартов на ход мировых событий, но это влияние никогда не было однозначным. С одной стороны, Европа и европейские ценности ― это сложившиеся традиции парламентаризма, либеральной и социальной демократии; верховенство права; сильная судебная система; гуманистическая идеология, воплощением которой стала, в частности, Европейская конвенция о защите прав человека и осноположных свобод. С другой ― экспансия с целью захвата рынков (как тут не вспомнить навязанное Украине Соглашение о ЗСТ с Европейским Союзом); борьба за территориальный передел мира и навязывание своего господства в эпоху колониальных захватов и своих стандартов в наше время; длительные религиозные войны, распри и конфессиональная нетерпимость; тенденции этнического национализма.

К сожалению, в Украине видели лишь одну сторону медали и полагали, что стремление в Европу гарантирует такие европейские ценности, как уважение прав человека, формирование стабильной демократии и становление независимого суда. Но есть и другая сторона ― та, о которой забыли. В итоге насильственный разрыв веками складывавшихся связей, неоправданное изменение вектора интеграции привели Украину к гражданскому конфликту, а затем и вооруженному противостоянию, лишь усилив и без того значительные политические, идеологические, региональные и религиозные разногласия, характерные для нашей страны. Задумываются ли европейские руководители о том, какую роль сыграл в этом Запад? Хотя бы те из них, кто отвечает за соблюдение прав человека и укрепление демократии…  

политический кризис, политика и экономика, Виктор Медведчук, внешняя политика Украины

Previous post Next post
Up