Mar 16, 2015 13:19
Триумфальный прорыв украинских товаропроизводителей на рынки стран Евросоюза, о котором долгие месяцы трубили чиновники-евроинтеграторы... не состоялся. Глава представительства Европейской комиссии в Украине Ян Томбинский признал, что за последний год динамика роста украинского экспорта в ЕС снизилась с 13% в первые месяцы до 3% на конец года. Цифры куда красноречивее слов, однако в Киеве упорно не желают признавать свои провалы и просчеты. Более того, премьер-министр Арсений Яценюк, отчитываясь о 100 днях деятельности правительства, искрился оптимизмом и фонтанировал идеями. Ничтоже сумняшеся, он призвал аграриев с выгодой для себя использовать обвал гривни и активно наращивать экспорт продукции. «У нас совсем по-другому открылся теперь экспортный потенциал: в связи с изменением валютного курса… мы должны существенно развернуть нашу экспортную позицию и продавать на экспорт», ― убеждал аграриев премьер. Правда, он не учел, что сегодня аграрный сектор ― один из самых перспективных в Украине ― оказался фактически на грани выживания как раз благодаря «успешной» работе Кабмина. Посевная ― на грани срыва из-за резкого скачка цен на дизтопливо, роста стоимости удобрений, запчастей к сельхозтехнике. Аграрии уже в полный голос говорят о сокращении посевных площадей. Тут уж не до европейских рынков, многие сельхозпроизводители мечтают хотя бы на украинском удержаться.
Да и о каком наращивании экспортного потенциала может идти речь! Видимо, Арсений Петрович совершенно оторван от украинско-европейских реалий. Емкий и перспективный рынок ЕС (если использовать любимые эпитеты евроинтеграторов) оказался перенасыщенным и высококонкурентным. Украинские производители там, мягко говоря, пришлись не ко двору. Отмечу: о наукоемких отраслях даже речь не идет. То, что наши вагоно-, станко-, авиа-, ракето-, судо-, машиностроители не смогут пробиться на европейские рынки, было понятно задолго до подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. На отечественную сельхозпродукцию, которая могла составить конкуренцию европейской, ЕС установил смехотворные квоты. В Минагрополитики и продовольствия отчитались, что на сегодняшний день (а на календаре всего лишь середина марта!) Украина уже исчерпала годовые квоты Евросоюза на экспорт кукурузы, меда, а также яблочного и виноградного соков. По мясу птицы использована квота на квартал. Чиновники, конечно, заверяют, что будут добиваться увеличения квот на беспошлинный экспорт агропродукции в Европу, но дальше обещаний дело не идет.
Как известно, в IV квартале 2014 года украинские поставки в ЕС демонстрировали спад. Допускаю, что статистика по I кварталу 2015 года, когда производители активно осуществляли поставки на европейский рынок в рамках выделенных беспошлинных квот, несколько улучшится. Но в дальнейшем, как только квоты исчерпаются, экспорт снова просядет. В целом в 2014 году экспорт в Евросоюз составил $17,031 млрд. Для сравнения: в 2013-м, до подписания Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Евросоюзом и предоставления Украине автономных преференций, экспорт товаров из Украины в страны ЕС составил $16,759 млрд. Согласитесь, экспортный «прорыв» менее $0,3 млрд ― это даже не смешно. Это уже на грани абсурда. Особенно если учесть, какие потери понесла Украина от безальтернативного курса на Запад. По данным Государственной службы статистики, в 2014 году украинский экспорт в страны СНГ снизился на $7,1 млрд, в том числе в Россию ― на $5,3 млрд. Таков результат разрыва торгово-экономических отношений со странами Содружества. В условиях развала экономики Украины и фактической остановки промышленности страна действительно могла бы выстоять за счет экспортного потенциала, в этом премьер прав. Но для этого жизненно важно восстановить торговые связи с РФ и странами СНГ и вернуться на эти рынки. Однако с каждым месяцем сделать это будет все труднее ― производители из других стран ведут активную борьбу за российского потребителя и пытаются выйти пусть на менее емкий, но не менее перспективный российский рынок. А украинские производители рискуют остаться у разбитого корыта: ни на Западе, ни на Востоке их продукция не будет востребована.
политика и экономика,
Виктор Медведчук