Nov 07, 2014 18:12
Как известно, Украина остается единственной постсоветской страной, так и не достигшей уровня ВВП 1990 г. Отсюда и наша бедность, и общеэкономическая неразвитость. Причина всем известна - это системная коррупция, подрывающая сами устои экономики и сводящая на нет ее эффективность.
В октябре 2014-го, накануне выборов, Верховная Рада приняла Закон Украины «Об основах государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционная стратегия) на 2014−2017 годы».
Вот главные содержательные моменты этих «основ»:
- декларация о внедрении целевых антикоррупционных программ в центральных органах исполнительной власти, а также в государственных, казенных и коммунальных предприятиях, в которых государственная или коммунальная доля собственности превышает 50%;
- попытка введения прозрачной системы осуществления государственных закупок;
- программа по борьбе с коррупцией в судопроизводстве.
Эксперты указывают на то, что антикоррупционные намерения «основ» в принципе неплохи, но вызывает обоснованные вопросы отсутствие реальных механизмов достижения указанных целей.
В трехмесячный срок со дня вступления в силу вышеупомянутого закона Кабмин должен разработать механизм выполнения задач по его реализации. Срок, как видим, небольшой, а сделать предстоит очень много.
Например, важная составляющая «основ» борьбы с коррупцией заложена в Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей». В этом документе указано, что предприятия обязаны обнародовать информацию о своем конечном бенефициаре, обновлять и хранить данную информацию и предоставлять ее государственному регистратору. Конечный бенефициар - реальный собственник или лицо, имеющее решающее влияние на управление предприятием.
Штраф за непредоставление информации о конечном бенефициаре определен в размере от 1 000 до 2 000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, что, конечно же, не может стать препятствием к сокрытию информации для крупных и средних компаний. Следовательно, необходимо разработать эффективный механизм реальной идентификации бенефициаров.
Кроме того, закон обеспечивает доступ к Государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество. но в настоящее время этот госреестр надлежащим образом не наполнен - в нем отсутствует информация о многих объектах. механизм восстановления полноты информации совершенно неясен, как и порядок актуализации такого огромного информационного массива.
И подобных примеров, свидетельствующих о наличии нерешенных вопросов, которые препятствуют практической антикоррупционной деятельности, очень много.
Главный вопрос: сможет ли Кабмин за оставшееся время - а это уже даже не три, а два месяца - наполнить этот достаточно декларативный закон реальным практическим содержанием? Весьма сомнительно. За предыдущие семь месяцев правительство ничего не сделало для борьбы с коррупцией, и, к сожалению, нет никаких оснований полагать, что в условиях послевыборного «переформатирования» старые-новые министры и их замы всерьез займутся такой «мелочью», как антикоррупционная политика.
антикоррупция,
коррупция,
Виктор Медведчук,
Украина