О Романе Мстиславиче я напишу в другой раз, он появится снова на политической сцене Древней Руси чуть позже.
Тут наткнулся на этот пост об охранных раскопках в Стоунхендже
http://morreth.livejournal.com/1894423.html#comments и вспомнил о своем давнем и немного стыдном недоумении, которым хочу поделиться.
Не то чтобы я когда всерьез принимал аргументы адептов новой хронологии, но был аргумент у них или им подобных, на который я тогда не знал, что ответить.
Речь идет о Рязани, точней о месте, которое известно как Старая Рязань, в то время как современная Рязань -- это город Переяславль Рязанский (тот самый, который фигурирует у меня в романе, и который сдает Всеволоду боярин Борис).
Так вот, Старая Рязань очень много раскапывалась и изучен слой пожарища, известны братские могилы защитников Рязани, погибших при монголо-татарском нашествии. И вот меня, тогда еще совсем зеленого реконструктора, который книги по археологии сам не читал, а знал в пересказе "Изя напевал", начинают смущать утверждения, что слой пожарища относится вовсе не к монголо-татарам, а к 1208 году, когда Рязань сжег Всеволод Большое Гнездо, и братские могилы, дескать, того же времени. Ну и до кучи все прочие слои пожарища, исследованные в древнерусских городах -- тоже след внутренних усобиц. А то, что в летописях написано, что Всеволод весь народ вывел, это, дескать, более поздние попытки обелить родоначальника династии.
Вам, наверное, смешно, а я действительно не знал, что ответить. И помню, каким облегчением для меня было прочитать у А.Л. Монгайта в "Археологии Рязанской земли", что слоев пожарища два -- в первом, хотя сожжены не только укрепления, но и примыкавшие к ним жилые клети, практически нет находок, и совсем нет тел, что подтверждает то, что "повеле великый князь всем людем изыти из града и с товаром, и яко изыдоша вси, повеле зажещи град". А после пожара на этом месте практически сразу возобновилась жизнь, и на этом месте и была построена богатая усадьба, послужившая прототипом для усадьбы Петровичей-Бродовичей. Она сгорела как раз в момент нашествия, причем в отсутствие хозяев, так как замки найдены нетронутыми, а потрясающей красоты драгоценности закопанными.
Помню, как для меня это было важно прочитать. Не то, чтоб я одобрял сожжение городов, пусть даже и без жителей, но хотя бы несправедливые обвинения с Всеволода были сняты. Для него вообще характерно то, что он старался не убивать людей, хотя и не стеснялся жечь. Что ж, шеваше -- обычный способ ведения средневековой войны, ничего не попишешь.