1968 г. (фото с сайта spbda.ru) Церковный путь будущего архиепископа начался очень рано. Его мать была членом Александро-Невского братства, созданного и возглавляемого исповедниками веры иеромонахами Иннокентием (Тихоновым) и братьями Гурием и Львом (Егоровыми). В 1930 г. по делу братства восемнадцатилетний Михаил вместе с матерью был арестован и содержался в тюрьме.
Всю свою жизнь архиепископ Михаил помнил и старался воплощать в жизнь заветы той церковной среды, в которой был воспитан, в особенности - идеи, которыми вдохновлялись новомученики и исповедники российские, деятели Московского собора 1917-1918 гг., будучи, таким образом, одним из немногих архиереев, сохранивших не только иерархическую, но и духовную преемственность с тем лучшим, что было в Российской церкви до трагедии 1917 г. Особенно он ревновал о просвещении народа Божьего и в связи с этим - о доступности и понятности в церкви слова Божьего - в чтении Священного писания и в богослужении в целом. «Каждое слово в церкви должно быть полезным, должно ложиться в ум человека и его сердце», - говорил он и старался делать все, чтобы это стало реальностью.
Владыка говорил о необходимости церковного возрождения. Он поддерживал литургическое обновление и общинно-братское движение. Считал необходимым использовать русский язык в богослужении, так как понимал, что множество людей из-за отсутствия этого встречают непреодолимые препятствия на пути к Богу и в Церковь.
[Spoiler (click to open)] Он мечтал о том, чтобы в Русской православной церкви возродилось подлинное служение евхаристии всем народом Божиим, чтобы не было никаких перегородок - ни видимых, ни невидимых - между клиром и народом.
Священник Георгий Кочетков, который учился в Ленинградской духовной академии в годы, когда там преподавал владыка Михаил, позднее говорил, что много общался с владыкой и быстро с ним сблизился: «Это произошло настолько естественно и прочно, что мы воспринимали его как члена братства, хотя формально он в него не входил».
В последние годы жизни архиепископ Михаил спрашивал о. Георгия: «Что еще я могу сделать для Вас, для вашего Института, для вашего братства? Я еще не все сделал! Все, что Вы скажете, все, что Вы попросите - я готов сделать!» У владыки было особое доверие к братству. Когда в 1997 г. о. Георгий и двенадцать членов братства оказались под несправедливыми прещениями, владыка очень переживал об этой ситуации, воспринимая ее как церковную трагедию. В 1999 г., находясь на покое, живя очень скромно в «хрущевской» квартире, он подписал одно из писем в защиту о. Георгия и братства - письмо, которое к тому времени уже подписали Н.А. Струве, С.С. Аверинцев, матушка Иулиания Шмеман, П.И. Мейендорф и другие достойнейшие люди. Когда владыка выслушал фамилии подписавших, он сказал, что считает за честь быть в такой компании.
Тогда же владыка Михаил составил предисловие к «Катехизису» о. Георгия. В то время он был уже совсем слепым и не мог читать и писать, но ему читали «Катехизис» вслух, а он диктовал свое благословение и предисловие. Он прекрасно понимал, что это вещи живые, практические, что они не плод каких-то абстрактных умозаключений или утилитарных моментов. Отмечая всю бедность современной богословской литературы, он писал о «Катехизисе»: «Книги, в которых делаются попытки, с одной стороны, современного объективно-научного, а с другой, - традиционно-церковного подхода к целостному преподаванию основ православного вероучения, имеют в настоящее время особую ценность, <...> ибо все то, что было написано в этой сфере ранее, несмотря на все богатство содержания, носит печать своего времени, отстоящего от нас, по меньшей мере, почти на целое столетие. Современный подход современного человека к вечно актуальному, вечно живому содержанию слова Божьего представляется человеку, не только его знающему, но и любящему его, живущему этим словом, необходимым.<...>
Можно только радоваться и благодарить Бога за то, что в наше время... находятся люди, берущие на себя гигантский труд освоения и преподнесения слова Божия людям, готовящимся войти в Церковь.
Я призываю Божье благословение на создателей этой книги и желаю ее дальнейшего печатания и широкого распространения для того, чтобы как можно больше желающих стать членами Церкви и тех, кто уже является ими, могли усваивать все то, что автор хочет донести до сознания, до чувств, до духовной сущности всех и каждого».
Также радовали владыку соборы и конференции Преображенского братства, в которых он принимал участие, считая, что на них происходит нечто принципиально важное, именно то, чего жаждало его сердце, исходя из духа христианской веры.
Александр Михайлович Копировский, вспоминая участие владыки в заседаниях братского собора 1995 г., говорил: «Владыка... непосредственно участвовал в обсуждении. Он очень понравился всем присутствующим какой-то внушительностью и весомостью суждений».
Сам же владыка так говорил про ежегодные конференции Преображенского братства: «Я считаю, что эти собрания очень интересны как по составу участников, так и по своей устремленности. Нет никакого сомнения в том, что такого рода деятельность дает надежду на будущее, дает надежду на то, что все большее количество людей будет сначала осознавать необходимость каких-то сдвигов в нашей общественной и, особенно, в церковной жизни и, мало того, что будет осознавать, но будет практически реализовывать эти идеи».
[Spoiler (click to open)] Владыка Михаил был не только членом попечительского совета Свято-Филаретовского православно-христианского института, он был братским по духу человеком и другом Преображенского братства. Верим, что и теперь он предстоит перед престолом Божьим и является ходатаем о полноте общинной и братской жизни в Русской церкви, в том числе и о нашем братстве.
Владыка Михаил на агапе Преображенского братства. За столом сидят академик С.С. Аверинцев, свящ. Георгий Кочетков, свящ. Иоанн Привалов, А.М. Копировский. Преображение Господне, 1995 г. (фото Анатолия Мозгова) источник