ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ по произведению Ф.М. Достоевского

Nov 02, 2015 00:05

Оригинал взят у stefanovskoe в ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ по произведению Ф.М. Достоевского

В прошедшие выходные, 3 и 4 октября, мы встречали московских гостей из Свято-Троицкого малого православного братства. Практически все они были в Вельске впервые. Мы познакомили гостей с центром нашего древнего города, провели их по экскурсионному маршруту «От церкви к Собору». Несмотря на неприветливую дождливую погоду, город очаровал гостей своей тишиной, спокойствием, размеренным ритмом жизни, обилием зеленых насаждений, ухоженностью улиц.


Во второй половине дня 3 октября состоялась встреча по творчеству Ф.М. Достоевского. Все выступающие отмечали, что с произведениями Ф.М. Достоевского знакомились еще в школе, но юношеское восприятие было поверхностным. Тексты казались скучными, заумными, мрачными. Совершенно по-новому оцениваешь их, став взрослым, и понимаешь, насколько глубоки, актуальны и современны те вопросы, которые Ф.М. Достоевский поднимает в своих произведениях. Особое внимание обратили на главу «Великий инквизитор» из романа «Братья Карамазовы». Такой выбор темы общения не случаен. Ф.М. Достоевский не просто великий писатель, но писатель, имеющий пророческий дар. А пророк - это не прорицатель, не оракул, возвещающий будущее. Пророк возвещает людям волю Божию, он говорит о сегодняшнем дне и показывает возможные пути в будущее. «Пророк не только возвещает волю Божью, не только говорит о правде и справедливости (хотя это неизбежно, и без этого невозможно представить себе пророка). Но новозаветный пророк - это всегда ещё и провозвестник любви, единства во Христе, грядущего Царства Небесного и откровения Христовой благодати. Именно это было свойственно Достоевскому… Не случайно его самое глубокое целостное пророческое произведение - это «Легенда о великом инквизиторе», всем известный текст, который объясняет в пророческих образах, почему Христос перестаёт быть нужным людям, даже церкви. Он никому не нужен, никем не востребован, более того, Он должен уйти, и вместе с Ним должна уйти благодать и помощь Божия. Люди остаются сами с собой, со своими бедами, они остаются у мрачной бездны на краю и уже теряют последние шансы выжить». (свящ. Георгий Кочетков. «Изгнание бесов», интервью газете «Кифа» ).

Инквизитор утверждает, что люди малосильны, порочны, ничтожны и бунтовщики, они слабы и должны лишь послужить материалом для великих и сильных. Основа всему - свобода, свобода выбора добра и зла, которую Господь даровал каждому человеку. Великий же инквизитор говорит: «Никакая наука не даст им [людям] хлеба, пока они будут оставаться свободными, но кончится тем, что они принесут свою свободу к ногам нашим и скажут нам: „Лучше поработите нас, но накормите нас“. А сильные привлекут их к себе хлебом, усыпят у них совесть, отнимут свободу. И три силы: чудо, тайна и авторитет - победят и пленят человеческое стадо и поведут их за собой. Человечество превратится в бесспорный, общий и согласный муравейник. Тогда и настанет для людей царство покоя и счастья, счастья слабосильных существ, и они тихо умрут и за гробом обретут смерть. Такой мир строит инквизитор, опираясь только на тёмные и мрачные силы, обитающие в «подвале» человеческой души.

Христос молча, тихо и проникновенно слушает инквизитора. А Его неожиданный поцелуй что-то сказал старику. Он вздрагивает, потому что чувствуется, что он не очень уверен в своей правоте. Ведь для Христа человечество не муравейник, а человек - это икона Бога, возможно, подчас потускневшая, замутнённая. Но если её очистить, то она вновь засияет. Христос присутствует в мире и жизни человека. Он не делит людей на сильных и слабых, Он доверяет людям, делая их свободными. И человеку тоже необходимо верить в Бога, верить и доверять Ему. В этом сила каждого человека, его истинное достоинство. К таким выводам мы пришли в завершении нашей встречи.



А когда после встречи вышли на улицу, то увидели, что от края до края по всему небу поднялась высокая, очень яркая, двойная радуга. Это удивительное и неожиданное зрелище наполнило нас всех радостью. Ведь радуга - знамение надежды, который Бог даровал ещё Ною.


Достоевский

Previous post Next post
Up