Побеждает тот, кто готов взять на себя боль

Feb 16, 2015 13:00

Какая радость, что братство "Сретение" накануне своего главного праздника встретилось с этой замечательной, мудрой и красивой женщиной. Прекрасный подарок к Сретению!
Побеждает тот, кто готов взять на себя боль

16 Февраля 2015

Наталия Солженицына встретилась с православным братством «Сретение»



Общество сегодня расколото. Но допустим, сейчас вся страна осудила бы большевистский режим - что бы мы начали восстанавливать? какую Россию мы хотим построить? чьи мы наследники? где наши корни? к какому небу протягиваем свои ветви, какого неба хотим достичь?..

Встреча Наталии Дмитриевны Солженицыной с православным братством «Сретение» стала совместным размышлением о нашей стране, ее истории и будущем, о том, что сегодня нужно ей больше всего.





Дед Наталии Дмитриевны погиб в ГУЛАГе, отец - в первые месяцы второй мировой войны. После школы, в 1956-м, она поступила на механико-математический факультет МГУ. По окончании работала на кафедре у знаменитого академика Колмогорова, который был не только ее научным руководителем, но и разделял ее интерес к живописи, самиздату, поэзии. Ему она носила подпольного Солженицына, еще не будучи сама знакома с автором.



Наталия Дмитриевна и на встречу принесла произведения Солженицына. Когда Сергей Смирнов, зам. директора института «Центр развития» при Высшей школе экономики, рассказал о своих молодых сотрудниках, которых никак не может убедить прочитать «Архипелаг ГУЛАГ» (один из них: «Да просто я не интересуюсь историей»), она протянула Сергею диск, на котором Сергей Гармаш читает  сокращенную версию «Архипелага»:

- Возьмите, если Ваш сотрудник не может читать, пусть послушает.



Для тех, кто собрался 9 февраля в загородном доме Культурно-просветительского центра «Преображение», произведения Солженицына - не просто история. Это боль о том, что до сих пор трагедия России в ХХ веке так и не осознана до конца, адекватно не названа, а значит, ее последствия не могут быть исправлены.

Главным делом жизни Солженицын считал написание «Красного Колеса», от которого он отвлекался в силу обстоятельств жизни: «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус»... Но никогда его не отпускал главный вопрос: что привело Россию к катастрофе, в какой момент был совершен роковой поворот?



Наталия Дмитриевна рассказывает о том, как много Александру Исаевичу пришлось открыть, пока он писал эти десять томов. Он обращался к документам, мемуарам (Наталия Дмитриевна посоветовала почитать о тех временах воспоминания Федора Степуна и Василия Маклакова, работы историка Сергея Мельгунова) и постепенно обнаруживал истоки крушения все глубже и глубже в истории: 1905-й, 1880-е, 1860-е годы… В каждом времени был свой нерв. 1916 год, канун революции, поражал накалом напряжения и ненависти между властью и обществом - без возможности какого бы то ни было компромисса.

- Нам нужно ответить на основные вопросы: кто мы, куда идем, каков был хребет нашей страны, перешибленный революцией? Мало доносить до людей боль от топора, вонзившегося в ствол нашей истории, - надо понять, что мы хотим сделать, как врачевать. Еще Чехов говорил, что у русских людей есть великий дар мыслить и веровать, но в конкретных действиях им присуща благодушная лень и трагическая неспособность к самоорганизации. Мы критикуем, хотим изменить настоящее, но к будущему всерьез не готовимся, не думаем наперед, как будет устроена жизнь нашей страны - и материальная, и духовная.



До революции были земства - органы местного самоуправления. И хоть государство не допустило высшего и низшего (всероссийского и волостного) земства, но на уровне уездов и губерний оно было. У нас же сегодня нет главного признака демократии: народ не может управлять своей жизнью, а из центра всем управить в такой огромной стране невозможно. Нам нужна демократия малых пространств, при которой избиратели безошибочно смогут выбрать известных им порядочных людей, уж во всяком случае тех, кто не украдет.

По мнению Наталии Дмитриевны, спасение образования сейчас становится задачей государственной безопасности. России очень нужны просветительские и образовательные проекты. Участники встречи благодарили Наталию Дмитриевну за те усилия, которые она сама к этому прикладывает, прежде всего за то, что с ее помощью в программу школьных экзаменов вернули сочинения: теперь школьникам придется не просто показывать знание определенных произведений, но и уметь аргументировать свою позицию, анализировать прочитанное. А Владимир Лавренов, директор филиала РГГУ в Твери, передал ей благодарность за это от группы взрослых людей, которые готовятся сознательно и ответственно вступать в Церковь.

Главный редактор газеты «Кифа» Александра Колымагина поделилась тем, как больно читать последние главы «Красного Колеса», приходится их откладывать и вновь возвращаться через какое-то время: насколько же больнее было его писать?

- Вы правы. Читать «Красное Колесо» - дело нелегкое, зато душестроительное. Да ведь без боли вообще ничего не сделаешь - даже камни таскать физически больно. А если не испытывать душевную боль, когда видишь тупость, косность, неблагородство, - шанса на победу не будет. Побеждает только тот, кто готов взять на себя боль. И в церкви сейчас тоже много боли.



Наталия Дмитриевна с благодарностью отозвалась об инициативе Преображенского братства читать вслух в разных городах России 30 октября имена репрессированных советской властью:

- Хочется поклониться каждому из тех, кто стоит на морозе и не уходит, читая эти имена. Но ни в коем случае нельзя допустить, чтобы это превратилось в ритуал, не наполненный подлинным смыслом. Сейчас еще прохожие, которые к вам присоединяются, знают о своих пострадавших дедах или прадедах, а через двадцать лет такого личного касания, изнутри своей семьи, в народе уже не останется.

Перед собой Наталия Дмитриевна видит несколько задач. В первую очередь -исполнить завещание Александра Исаевича об издании всех его произведений в последней редакции: пока вышло 18 томов из 30. Она продолжает руководить фондом Солженицына, который помогает бывшим репрессированным - «пенсионерам от "Архипелага"». Судьба многих из них сложилась печально: после 10-15-20 лет лагерей они не обзавелись семьей, не реализовались в профессии, часто не имеют средств на лекарства, а иногда и на нормальную еду. Недавно Наталии Дмитриевне пришлось возглавить Совет при Министерстве образования и науки по вопросам возвращения сочинения как итогового экзамена в выпускных классах.



По мнению отца Георгия Кочеткова, все это близко тому, чем живет Преображенское братство, духовным попечителем которого он является:

- Местное самоуправление, о котором Вы говорите, на привычном для нас языке означает общинные начала, только не в церковном, а в общественном смысле. Община может быть не только церковной - она может быть сельскохозяйственной, семейной, профессиональной - самой разной. Но главное - чтобы в обществе существовало это общинное и братское начало. Люди должны относиться с полным уважением к свободе другого человека, к его достоинству, к чести. Именно это разрушалось в ХХ веке. И если мы хотим, чтобы наша страна не превратилась в набор непонятных территорий с непонятным населением с рабской психологией и жизнью, нам в стране и церкви надо восстанавливать именно общинное братское начало. Ведь оно дано нам Самим Христом и Его апостолами, и его можно принести всем людям. В нашем братстве мы стараемся по мере сил воплощать его в своей жизни и делиться им с другими.

В течение вечера звучали самые разные вопросы: какого покаяния нам не хватило в 1990-е? Какой исторический пример ответственности общества за страну вдохновляет саму Наталию Дмитриевну? Как ей удавалось преодолевать страхи за близких, за детей, поступая в жизни так, как она поступала?



Наталия Дмитриевна отвечала просто, говорила о важности личного примера, который всегда убеждает гораздо лучше любых слов, о том, что люди сами собираются вокруг убедительного действия, хотя последнее время потребность в слове, которое может что-то менять, в обществе нарастает.



- Каяться нужно не только за то, что совершил, но и за то, что жил равнодушно к происходившему вокруг. Мы многое потеряли за ХХ век, и наибольший урон претерпело именно качество человека. Сегодня нет понятия репутации, чести, какого-то благоволения, широкодушия, какое было у людей друг к другу. Как изгнать эту порчу? Атмосфера у нас заряжена отрицательной энергией, настроем на халяву и иждивенчество. Уж если не к братству, то хотя бы к добрососедству хотелось бы прийти. Об этом много говорил и Солженицын: гораздо важнее экономического и юридического состояния страны - духовная атмосфера в обществе. Без возвращения в обычай братского и нравственного отношения друг к другу нам ничего не выстроить.

Анастасия Наконечная
Фото Александра Волкова, Евгения Фоминых

советские репрессии, Солженицын, покаяние, Россия

Previous post Next post
Up