Оригинал взят у
sanosin в
Как нам не остаться манкуртамиОригинал взят у
n_nastusha в
Как нам не остаться манкуртамиСлава Богу, вчера на чтении имен репрессированных было больше людей, чем в прошлые годы. Вместе со всеми вставали в очередь Олег Басилашвили и Александр Сокуров, другие известные люди. Было немало молодежи - и среди устроителей, и среди приходивших людей.
Мне удалось поговорить с Олегом Басилашвили, Александром Сокуровым, Анастасией Мельниковой, Валерием Ивченко и другими. Мнения у всех разные, не со всем я соглашалась, иногда даже немного спорила.
Как нам не остаться манкуртами
31 октября 2014
Олег Басилашвили, Александр Сокуров, Анастасия Мельникова и другие рассказали сайту Преображенского братства о своем отношении к советским репрессиям
- Кого Вы вспоминаете в этот день в первую очередь?
Олег Басилашвили, актер Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова: Вспоминаются не только те, кто безвинно расстрелян, замучен, заболел в лагерях... Мы до сих пор не осознали, какая трагедия произошла в нашей стране. Когда-то я спросил Александра Николаевича Яковлева, который в то время занимался реабилитацией и выяснением всего, что произошло: «Действительно ли 60 миллионов погибло?» Он ответил: «Если я назову Вам настоящую цифру, Вы сойдёте с ума».
Сейчас многие, особенно коммунисты, говорят: «Да ничего подобного, это ерунда! Какие 60 миллионов?» Ну, хорошо, допустим, не 60 миллионов, а один миллион - на чьей совести эта кровь? На чьей совести сломанные судьбы детей, братьев, жён и вообще страны?
Ведь это страшная трагедия не только для тех, кто погиб, кто потерял близких людей, но и для всей страны, потому что расстрелянные были энергичные и свободолюбивые люди, хотя, конечно, были и равнодушные, которые просто под нож попали. А основная трагедия - то, что мы продолжали жить, пользоваться плодами труда рабов, в которых превратили этих людей, и кричали: «Да здравствует КПСС! Народ и партия едины!» Мы превратились в манкуртов, не помнящих родства, и до сих пор в нас это живёт, до сих пор мы не покаялись за своё попустительство этому страшному злу.
Я пришёл сегодня сюда для того, чтобы они на том свете хоть немножко, может быть, почувствовали наше отношение.
Александр Сокуров, кинорежиссер: У меня нет ни одного родственника, погибшего во время репрессий. Я не могу сказать, что кто-то более значим из погибших, а кто-то менее значим. Отдельно взятые люди - да, но ведь целый народ погибал! Одни люди убивали других людей. Кто из погибших лучше остальных?
Дальше
тут.