Оригинал взят у
andreytver84 в
Не покончить с собойСрочно принять к действию
Оригинал взят у
stolcom в
Не покончить с собой Два самых значимых события в жизни любого человека - это рождение и смерть. Вся начинка между ними - это тоненькая нить, которая держится на том, что у жизни есть какой-то смысл. Но так случается, что смысл теряется и нить рвется. Сегодня всемирный день предотвращения самоубийств. S-t-o-l.com участвует в нем на своих страницах.
Что происходит в мире за две минуты? Ниагарский водопад вспенивает 684 000 тонн воды, 9500 человек едут в московском метро, земля поворачивается вокруг своей оси на 55 километров. А ещё каждые две минуты в мире умирают 222 человека. Из них трое кончают жизнь самоубийством. Какая мелочь, правда? Всего трое несчастных. Каждые две минуты.
Первый мальчик - это наш сосед. Я был совсем маленьким и не очень понимал, что все это значит, но довольно быстро выучил урок: слышишь, как за стенкой шумит вода, - вызывай «скорую», Никита опять вскрылся. Честно говоря, мы не были дружны. С виду обычный парень, а внутри-то у него вселенная со своими черными дырами, космическими войнами и эпическими поражениями. Жив ли он сейчас - не знаю.
Некоторые ученые
говорят, что все дело в геноме человека. Если в префронтальной коре головного мозга произошел сбой и барьер от депрессии - ген SKA2 - не справляется с уровнем стрессового гормона кортизола, то пора искать бумажку и писать прощальную записку. Ну, или глотать антистрессовые таблетки.
Второго мальчика звали Лешей. Красавец, умница, поэт. Мы познакомились в старших классах. Он вернулся к нам в школу после двух лет Суворовского училища. Говорил, что не справляется с программой. При этом он был одним из самых умных парней в параллели. Однажды мы пришли на уроки, и все как будто оцепенело. Говорят, Леша повесился. Дома на шарфе. Ни записки, ни причины не нашли. Я помню, что от эмоций было трудно дышать. В тот день воздух стал для меня гуще навсегда.
Психологи говорят, что суицид - это следствие дезадаптации человека. То есть человек теряет возможность находить пути преодоления кризиса. Каждая ситуация видится ему безвыходной. Проблемы не решаются, а копятся. И когда копилка переполняется, мы разбиваем фарфоровую хрюшку, но мелочь на леденцы не достается никому.
Старик Фрейд говорил, что все дело в борьбе двух вечных человеческих склонностей: инстинкта жизни и влечения к смерти. Каждый из нас имеет склонность к саморазрушению и с этим надо жить. А Виктор Франкл обнаруживает, что современный человек перестал каждодневно и ежеминутно предпринимать усилия ради выживания. В щели безделья проникли утрата смысла жизни и пустота - этакий экзистенциальный вакуум. И человек уходит в штопор. Но что все это? Человек кончает с собой, потому что перестает видеть смысл жизни? И это достижение мысли ХХ века? Темна вода во облацех.
Третьей была девочка Ира. Это уже были студенческие годы. Её я стаскивал с рельс. Какое-то время мне пришлось полежать с ней рядом, порассуждать о вечном, рассказывать о том, как она прекрасна, когда пьяна, но с появлением поезда пришлось действовать решительней. Сейчас с ней все хорошо. Она похудела, стала ещё краше и родила девочку.
Сегодня мир отмечает день предотвращения самоубийств. Это важный день. Время от времени мы сталкиваемся с профилактикой суицидов. Обычно это статистика. Авторы бьют в колокола и
пишут, что Россия занимает уверенное первое место в Европе (это несмотря на то, что смотрим-то мы на Восток) по количеству детских самоубийств. А если мы уберем возрастной ценз, то картина будет ещё хуже. Для нас рассчитывают коэффициенты смертников, составляют таблицы рейтингов, строят графики зависимостей. Я делал то же самое в начале этого текста.
Некоторые - поумнее - пишут
мотивирующие статьи. Но если понаблюдать этот процесс даже недолгое время, окажется, что эти попытки тщетны против того, что нам каждый день предлагает государственное телевидение. Поэт нам скажет, что жизнь прекрасна, а господин Киселев гипнотическими пасами своих рук превратит её в «радиоактивный пепел».
То есть на уровне пропаганды битва за смысл человеческой жизни, я считаю, проиграна. Нам остается только два пути. Или зайти на гениальный
сайт, залипнуть там на счетчик и ждать, пока бессмысленная жизнь закончится сама. Или воспользоваться рецептом, который я вывел, размышляя над этим вопросом, лежа с девочкой Ирой между шпал.
В случае если жизнь не кажется полной смысла и души коснулась леденящая пустота, необходимо (в любой последовательности) принять душ, съесть мороженое и поговорить с хорошим человеком.
Десять лет назад первые два пункта мне казались самыми важными. А сегодня, я уверен, весь фокус в третьем правиле. Да, у самоубийц часто бывают проблемы с психикой. Да, у человека в депрессивном состоянии что-то происходит на гормональном уровне. Да, есть масса экономических, культурных, социальных - каких угодно причин, чтобы попрощаться с жизнью. Но все они недостаточны. Всегда есть некоторая черта, у которой мы ходим. Это одиночество. Человек обессмысливается в тот момент, когда он замыкает весь смысл на себя одного. Когда он утверждается во взаимном отчуждении с обществом, с близкими, с родными.
В христианстве есть понятие смертного греха. Веками богословы изучали аскетику и пришли к простому выводу, что матерь всех грехов - это гордыня, обратная стороны которой - уныние. Проще говоря, состояние, в котором человек решает, что есть только он и его проблемы, а все остальное вторично. Ни царь, ни Бог, ни, тем более, другие человеки ему не нужны. Какое-то время врубелевский демон летел на топливе своей идеи, но потом рухнул, придавленный обидой за то, что его не поняли. Грех потому называется смертным, что к смерти приводит.
Чтобы не доводить до греха, нужно - какая малость! - просто общаться. Вытащить наушники, оторваться от Angry birds, внимательнее смотреть вокруг. Один человек для другого - это самая манящая тайна и самая красивая история. Зачем дешевить и разменивать её на суету? Зачем ждать, пока нам самим потребуется мороженое, душ и задушевная беседа? Можно заняться спасением мира прямо сейчас. И тогда, может быть, в ближайшие две минуты трое несчастных не погибнут.
Андрей ВАСЕНЁВ