Оригинал взят у
tamarafavor в
Архим. Сергий (Савельев) о Пушкине. II
(О Пушкине. I) Архим. Сергий (Савельев) говорит об одиночестве поэта как о "страшной картине" (I, 104), грустной потому, что Петербург тогда был переполнен духовенством - "и ни одного - человека, и одной - души не было рядом с этим трагически несчастным человеком". Напомним, что это было время раскола между светским и церковным. А. С. Пушкин не знал о Преподобном Серафиме Саровском, жившем с ним в одно время. А творческая переписка поэта с митрополитом Филаретом Московским не сделала их духовно ближе друг к другу. "Где же все они были? Что же они делали? <...> почему же они прослушали, или вернее, проглядели, что на их глазах совершается такая трагедия - гибнет человек незаменимый, в известном смысле неповторимый?" " - задается вопросом о. Сергий. А немного ранее он напоминает нам о том, что рядом с Пушкиным были же Карамзины, был Жуковский... Как-то грустно становится и мне. С этой стороны, стороны ответственности церковного человека за жизнь другого, я не рассматривала жизнь поэта. Что же я могу сейчас, спустя столько лет и веков?
Говоря о талантах, которыми нас наделяет Господь, архим. Сергий замечает, что мы друг с другом неравны по талантам. Но есть один талант, общий для всех, - "талант всех талантов". А вернее, дар любви и доброты, данный нам от Бога, и Его повеление о любви к Нему и к ближнему, как к самому себе. Любые "великие таланты" (I, 106) вторичны по отношению к этому дару. И если мы забываем об этом, то у нас образуется "особое понятие жизни", как "на глазах какая-то сетка", которая мешает взглянуть в "существо жизни".
Пушкину нужна была поддержка, потому что он духовно ослабел. Никто не сказал ему: "Дорогой ты наш! В том, что с тобой случилось, повинны мы. Мы, с тобой жившие, должны были бы броситься к тебе, мы должны были бы тебя умолить, мы должны были бы выплакать тебя, твое сердце, принять все твое - ну пусть назовем это так - озлобление, принять его в свое сердце, вот как бывает гроза, молния, и вдруг - отводит ее" (I, 107). Что остается нам, живущим в XXI веке? Ну, хоть "посмертно-то пожалеть, посмертно прижать его к своей груди".
Да. Такой взгляд архим. Сергия (Савельева) на трагедию последних лет жизни поэта заставляет по-новому заглянуть в свое сердце, чтобы этим Рождественским постом сосредоточиться на укреплении духовных связей любви в общении с теми, кого дает Господь, а не на суете дел. "Пока есть время, разгребайте весь этот мусор, разгребайте все, ни на что не обращая внимания" (I, 107), чтобы жизненный путь озарялся "божественным светом любви"!
Сергий (Савельев), архим. Проповеди. В 4-х тт. Том I. М. : "Московский писатель", 1998.