"Что же делать нам, христианам?"

May 11, 2013 16:33


Обращение протоиерея Александра Борисова

Источник: Храм Косьмы и Дамиана в Шубино

Дорогие друзья!

Христос Воскресе!

С великой радостью поздравляю всех вас с самым главным христианским праздником - Пасхой Христовой! Все бесчисленные проблемы, болезни, скорби, страдания и трагедии нашей жизни получают свое разрешение в событии Воскресения Христа, изменившем историю мира. Это был ответ Бога на все вопрошания людей о тайне и смысле бытия, на все поиски человеком контакта с потусторонним. Сын Божий принял на Себя все человеческое, кроме греха и в Своем Воскресении вознес человеческую природу к Творцу, соединил с Богом: "Бог вочеловечился, чтобы человек обожился". "Своим Воскресением Бог наполнил Собою весь мир" (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Конечно, путь за Христом - нелегкий. Истина познается через усилие, через преодоление препятствий. Так во всем: в науке, искусстве, вообще в жизни. С легкостью достигаются только очень простые вещи. Но при всех трудностях, жизнь подлинных христиан, которых Церковь называет святыми, всегда наполнена смыслом, всегда радостна, всегда свободна от скуки и уныния. Именно поэтому главная наша книга называется Евангелие, - Радостная Весть.

Для нашего прихода к пасхальной радости присоединяется радость долгожданного начала строительства Дома прихода. Получены все необходимые разрешения от Правительства Москвы. Теперь дело за строителями.

Однако строителям предстоит встретиться с сопротивлением со стороны соседей, жителей д. 6 по Тверской улице, которые уже в начале марта этого года, не имея на то никаких законных оснований, снесли нашу ограду, отделявшую территорию храма от двора дома 6. Часть жителей относится к строительству Дома прихода с пониманием и готовы мириться с неизбежными шумами и прочими обстоятельствами, сопровождающими всякую стройку. Но есть и "непримиримые", готовые пойти на все, чтобы не позволить начать строительство. В редких встречах с ними мне приходилось слышать пожелания: "Стройте хоть на Красной площади, но не у нас под окнами!".

В этом противостоянии, как в капле воды, по существу отражается проблема взаимоотношений всего нашего современного общества и Церкви. Например, инициатива православных жителей Гагаринского района Москвы о строительстве храма на бульваре вблизи метро "Университет", в районе, где поблизости нет ни одного храма, была поддержана лишь несколькими десятками, а против строительства выступили тысячи. Такая же ситуация нередко складывается и в других районах Москвы.

Из дома 6 по Тверской ул., в котором более двух сотен квартир, нашими прихожанами являются только две женщины. Некоторые жители именно этого дома много лет возмущались тем, что мы кормили бездомных. От них поступало множество писем (анонимных) в самые разные инстанции, от Госдумы до Прокуратуры, о том, что наша благотворительность "перешла всякие границы: храм заполнен пьяными бандами гостарбайтеров-мусульман, а истинно православным, русским, коренным москвичам невозможно получить еду или одежду" и т.п.

Как мы видим, здесь нет обвинений в шикарных машинах и т.п. (за неимением таковых). Это наводит на мысль, что и в негативном отношении части нашего общества к Церкви дело, по-видимому, не только в машинах и "часах", а в чем-то еще. Как-то вспоминается эпизод об исцелении Гадаринского бесноватого, из-за которого местные жители лишились целого стада свиней, бросившихся в море и утонувших в нем (Мк.5,1-19). Жители, увидев исцеленного, "устрашились" и "начали просить Иисуса, чтобы отошел от пределов их". Суеверный страх в связи с произошедшим чудом исцеления бесноватого не позволил им выступить более агрессивно. Так что ограничились просьбой "отойти от пределов их". Очевидно, многим людям как-то спокойнее жить без Христа и Церкви. А то с ними можно и чего-то лишиться или делать какие-то не запланированные усилия. Лозунг римской толпы, - "хлеба и зрелищ!", - сегодня становится особенно понятным.

Что же делать христианам? - Очевидно, искать христианского ответа на новые "вызовы" жизни. Суть нашей ситуации, как мне кажется, сводится к тому, что для большинства нашего народа христианство и Церковь не представляются чем-то насущно необходимым, первостепенно важным. Конечно, в конце 80-х, в начале 90-х был, можно сказать, "церковный бум". Проснулся интерес к Церкви, так как при советской власти ее гнали, а вот теперь в храмы можно ходить, ставить свечки, крестить детей, отпевать покойников. Даже множество взрослых людей принимали Таинство Крещения. Конечно же, без всякой катехизации. Однако для большинства все это оказалось лишь обретением некоторых средств и приемов "православной обереги", к великому сожалению, не более.


Интерес к христианству в тот период оказался довольно поверхностным, и ему на смену пришло равнодушие, а порой и враждебность к Церкви, как к институту, призывающему людей к чему-то серьезному, к приоритету духовного над материальным. Люди в большинстве своем вроде бы не против христианства и Церкви, если это никак не затрагивает их спокойствия и интересов. Однако большинство становится в резкую оппозицию, если для этой стороны общественной жизни приходится поступиться, хотя бы самой малостью.

Процесс напоминает ситуацию в семье, где молодой человек или девушка по настоянию родителей наконец-то принимают Таинство Крещения, и после этого вдруг начинают ходить в Церковь, читать Евангелие, молиться утром и вечером, регулярно исповедоваться, причащаться, деятельно участвовать в жизни прихода и т.д. Родители нередко этим начинают возмущаться: "Ну, ты уж совсем фанатиком стал!".

До сих пор основной интерес светских СМИ, когда речь заходит о чем-то церковном, сосредоточен лишь на именах ежедневных именинников, на старинных приметах, о том, что, когда и как сажать в соответствии с этими приметами и т.п. Христианство, как путь к духовной свободе, как радостная весть об исцелении человечества от зла, от бессмысленности и жестокости бездуховного существования, остается далеко за пределами круга интересов светских СМИ. Это вполне понятно, т.к. сами авторы этих передач совершенно далеки от Церкви и, как правило, никогда не читали Евангелия. А ведь для того, чтобы осознать, что же такое христианство и Церковь, необходимо приложить усилия: прочесть Евангелие (и не просто прочесть, а осознать, о чём оно), понять Символ веры, узнать об истории Церкви и т.д. Для всего этого необходимо какое-то время и некоторые усилия, а главное, не задавленное внутреннее ощущение, что "мне это нужно".

Ведь одной из главных потребностей человека является потребность в объекте поклонения. Если им перестает быть Бог, то это место заполняет поклонение диктатору, "светлому будущему", науке, искусству, какой-либо идее или стремление к материальным благам и комфортной жизни. На протяжении нескольких поколений советских людей всякое устремление к духовной жизни выкорчевывалось самыми решительными и жестокими мерами. Так что сейчас мы пожинаем плоды этого грандиозного общественного эксперимента в виде множества общеизвестных негативных явлений нашей жизни, в том числе всепоглощающего устремления большинства населения к обогащению любыми средствами и равнодушия к вопросам духовной жизни. Вспоминаются слова о. Александра Меня, сказанные в конце 80-х годов: "Революция 1917 г. и последующий период атеистической диктатуры нанес России такой урон, что на его преодоление понадобится несколько поколений".

Сейчас положение христианства и Церкви в России, как и в советское время, во многом сходно с тем, каким оно было в первые три века в Римской империи. В империи господствовала богатая языческая, а по существу светская культура. Христиане казались какими-то странными и подозрительными. Жестокие гонения на христиан сменялись периодами относительной терпимости. Но в результате христианство победило и стало общепризнанным.

Эта победа была одержана только тем, что христиане проявляли себя как прекрасные работники, чиновники, воины и вообще были лучшими во всех сферах жизни. Христиане были людьми, жившими по слову своего Учителя: "кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом" (Мк.10,44). Христиане осознавали себя как члены Церкви, которую ап. Павел назвал "Телом Христовым". Язычники с удивлением и завистью говорили о христианах: "Смотрите, как они любят друг друга!".<...>

Конкретная задача перед нашим приходом - молиться о том, чтобы строительство Дома прихода, столь необходимого для жизни общины нашего храма, успешно завершилось. Будем молиться о том, чтобы Господь обращал сердца враждебно настроенных людей к миру и благоразумию, дал устройство в трудах всем тем, от кого зависит строительство, а нам, прихожанам и служителям храма дал мудрость принимать все обстоятельства как подлинным ученикам Христовым. Будем просить Господа Иисуса словами последних оптинских старцев: "Научи нас молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить". ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ПРОСЬБА КО ВСЕМ, КТО СМОЖЕТ,

ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МОЛЕБНЕ

О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОМА ПРИХОДА

ПОСЛЕ ПОЗДНЕЙ ЛИТУРГИИ 12-го МАЯ.

Храни вас Бог! Всегда ваш, прот. Александр Борисов.
http://www.religare.ru/2_101297.html

Церковь и общество

Previous post Next post
Up