Оригинал взят у
sretenie_portal в
Иваново призвание Дорогие друзья!
У нас в руках оказалось интересное письмо. Заслуженная учительница России пытается заступиться перед церковным начальством за своего бывшего ученика и воспитанника. Письмо начинается со слов: "Глубокоуважаемые церковные начальники, надеюсь на вашу справедливость..."
Имя учительницы - Татьяна Геннадьевна Шубина. Нынешнее имя её ученика - отец Иоанн Привалов. Ну а церковное начальство - это руководство Архангельской митрополии.
Мы решили не пересылать это письмо в Архангельское епархиальное управление. Возможно это письмо ничего не решит в судьбе отца Иоанна, но зато оно поможет каждому из нас вспомнить своё детство, своих школьных учителей, классных руководителей. Многие из нас именно в детстве впервые "прикоснулись к мирам иным".
***
Глубокоуважаемые церковные начальники, надеюсь на вашу справедливость.
Попытаюсь объяснить всем добрым и злым - нельзя священника Иоанна Привалова «под надзор». Нельзя!
На счету Ивана с детства множество бескорыстных добрых дел и поступков. Эти дела взрастили и воспитали добрую душу, любовь к людям. Любое дело, любой поступок- не из тщеславия, не ради привлечения внимания, а от чистого сердца, всегда с живинкой, всегда с радостью. По-другому Иван не умеет.
Спасибо всем, кто «узрел» трепетный цветок, надежный маяк и … Божество.
Пусть Иваново Детство придёт на помощь. Всё с детства начинается, но детство должен кто-то обустроить. Нет, в первую очередь, не школа. Первоначально - семья, мама, папа, детский сад, товарищество, наставления мудрых и высоколюбивых через чтение. Роль школьного педагога - это позднее, и роль эта скромная - не навредить.
Узреть и не мешать, быть терпеливым, неравнодушным и осторожно вносить свою лепту в создание «тайной опоры» для будущего.
Дневников и записей у меня нет, только память, а она избирательна и субъективна, иногда удивительно услужлива.
Какой-нибудь анафемщик, видимо, злорадно усмехается:
- Сейчас учительница елейно распомадит нам образ маленького Христосика, этакого показательного кудрявого ангелочка.
- Да, гонители, вы верно думаете: Ванечка действительно был… вихрастым. А вот факты, события - от доброй памяти.
В нашем учебном кабинете была всего одна, да ещё и крайне неудобно расположенная электрическая розетка. Приходилось пользоваться удлинителем, но никто не жаловался - привыкли. И вот однажды утром вхожу в класс и вижу совсем рядом с киноаппаратом новенькую розеточку, а к ней по стенке спускается аккуратный электропровод. Очень удобно.
- Спасибо ребята! И кто наш добрый Самоделкин?
Умельцем оказался вихрастый Ваня. Наблюдательный, внимательный, самостоятельный восьмиклассник светился радостью.
После уроков высокое неровное директорское напряжение (техника безопасности, забота о благе детей) снял школьный электрик: он одобрил Ванину работу. Розетку заменили через много лет, когда стали делать внутреннюю проводку…
Когда-то ребята из «Сиверко* 2**», предшественники Ваниного отряда «Сиверко 3», создали в школе ВИА, но старшие простились со школой. Пока «Сиверко 3» подрастал, музыкальные инструменты ветшали в каморке за сценой. Иван и его товарищи это обнаружили и загорелись желанием возродить ансамбль, но барабаны и гитары рассохлись и расстроились. Подростки, наоборот, настроились решительно.
Когда были заработаны деньги, возникло неожиданное препятствие. Оказалось, что в школе нет взрослого, который бы разбирался в музыке и смог бы съездить в Архангельск, правильно выбрать и купить аппаратуру и инструменты, а потом доставить всё это домой. Музыкальный человек со способностями курьера - грузчика объявился сам. Вихрастый Иван взял на себя все музыкально-транспортные хлопоты. Директор школы, получив согласие Ваниных родителей, не возражала, но ответственность за последствия возложила на классного руководителя. Последствия же были самые благоприятные. Вот такой толковый, самостоятельный, неравнодушный паренёк. В любом деле - открытость, порядочность, вдохновение.
Тепло и светло становится на душе при воспоминании о нашем поэтическом клубе «Свеча». Сидим в таинственном полумраке вокруг робкого огонька, звучат любимые стихи. Иван первым обратился к прозе. День Памяти Пушкина, февральская вьюга за вечерним окном, Иван читает «Метель», сопровождая чтение музыкой Свиридова. Всё уютно, очаровательно, сердечно. Может, это и называется Евангельской простотой. А мы не знали, но чувствовали. Тогда вихрастый романтик своим проникновенным чтением околдовал 38 душ одноклассников.
За что сейчас-то «под надзор»? Ведь он с отроческих лет мудро служил людям и не нуждался в надсмотрщиках. Абсурдно не доверять такому светлому человеку.
Оригинален, но не от высокомерия, а от живого ума и потому, что привык делать всё красиво и основательно, на пользу людям и на их благо. Иван - от природы творец и созидатель. Еще Ян Коменский учил идти с детьми от хорошего к лучшему, от лучшего - к наилучшему.
Уважаю юного Ивана, вспоминая, как неспешно и кропотливо работал он над школьными сочинениями, как азартно и вдохновенно бурил бессчётные лунки во льду лесных озёр, спасая рыбу от заморов, как самостоятельно организовал успешную поездку и выступление нашей агитбригады в Усть-Шоноше и всегда - умная инициатива, забота о других, одухотворенность. Язык не поворачивается произнести импортное слово «креативность»: мне оно кажется каким-то вульгарно-коммерческим и к Ивану не подходит.
У этого человека с детства особый Дар - нести радость людям, мыслить творчески.
Недовольными друг другом мы были, как мне кажется, только одни раз. Ваня, заступаясь за пробующего курить одноклассника, сказал мне, что курение - личное дело каждого человека…
- Ну, и что? Юный подрастёт и до конца оценит и осознает всё происходящее вокруг. Взрослый же должен это понимать, уметь ждать и даже иногда рисковать.
Апофеозом благородства и самостоятельности вихрастого школьника было наше святое и правое дело - восстановить забытое в городе честное и доброе имя ученого - генетика Г.Д.Карпеченко. Одним из первых в Вельске Иван узрел праведность и гениальность Георгия Дмитриевича. Юноша проявил себя как настоящий защитник: Ивановы статьи в газетах, выступления на пленуме райкома, подворный обход одной из улиц Вельска, поездка в Москву к вдове Георгия Дмитриевича.
Беспокойный, справедливый, неравнодушный человек. Он никогда не пойдёт против совести… Защищая доброе имя великого земляка, Иван и его команда даже в КГБходили. Я про то не знала и … Да, всё правильно делали эти неугомонные замечательные дети с горячими и отважными сердцами, а самым одухотворенным и решительным был Иван.
Ну, какой из него раскольник?! Ему на роду написано - объединять хороших людей вокруг себя.
Когда и как произошло чудесное превращение вихрастого пионера Ванечки в благородного и мудрого Отца Иоанна? Да было ли чудо? Ведь все мы знаем: «Дух дышит, где хочет».
Все чаще думаю над смыслом старинного и прекрасного слова Призвание, назначение, предназначение. Считается, что каждый человек в своё время выбирает его. Иван был призван с детства Служить людям. У него Призвание такое. Его душа будто нащупывает следы других душ. Это счастье, когда человек живёт по призванию. Такой человек всегда заступник, всегда преобразователь, он просто не может жить одними догмами и канонами. Никакого «самочиния» он не совершает. Он - творец, а у творца цель - стремление к идеалу, бескорыстие, человеколюбие.
Может, в вульгарном капитализме ему нет места, может, его время не наступило? Может это Человек Будущего? Тогда всех гонителей - интриганов ждёт со временем заслуженная «казнь стыда», а скорби должны разрешиться радостью.
Татьяна Геннадьевна ШУБИНА, заслуженный учитель РОССИИ
*На Архангельском севере Сиверко - это свежий северный ветер.
** Татьяна Геннадьевна прожила много жизней, но четыре из них особенные - "Сиверко", "Сиверко 2", "Сиверко 3" и "Сиверко 4". Так назывались школьные отряды, которые вела Татьяна Геннадьевна в качестве классного руководителя. Она принимала школьников в десятилетнем возрасте, а выпускала в семнадцатилетнем. Всё, как в известной песне:
Когда уйдём со школьного двора
Под звуки нестареющего вальса,
Учитель нас проводит до угла,
И вновь - назад, и вновь ему с утра -
Встречай, учи и снова расставайся,
Когда уйдём со школьного двора...