В России историческая память устроена совершенно особым образом

Feb 12, 2013 11:24

Оригинал взят у kir_a_m в В России историческая память устроена совершенно особым образом



Почему у русских короткая память?


Директор Института генеалогии Игорь Сахаров

Размышления после международной конференции «Русская Равнина».

Известие о том, что в Соликамске шумно отметили 75-летие Усольлага, всколыхнуло Россию. Правда, почему-то не высказался ни один из родственников арестованых, тех самых, кто здесь «успешно решал производственные задачи». Если бы в Германии кто-то сказал про хозяйственные успехи Освенцима, первыми пошли бы в суд родственники осужденных. Но в России историческая память устроена совершенно особым образом. Если в Великобритании или Германии любой человек может пойти в ближайший архив и найти свои корни вплоть до Реконсты в 16-м веке, корни российских граждан теряются в туманном прошлом ближайшего века. Более того, чаще всего россиянам даже не приходит в голову эти корни выискивать.

О причинах и последствиях столь короткой исторической памяти россиян рассуждали историки и краеведы на международной конференции «Русская Равнина», организованной Российским Государственным Гуманитарным университетом и Преображенским содружеством малых православных братств.

- Интересно, что ни период феодальной междуусобицы, ни татаро-монгольское нашествие, ни бесчинства французов в Москве в 1812-м году не имели столь разрушительных последствий для памяти россиян, как время советской власти, - сказал директор Института генеалогии Игорь Сахаров, - потому что они не затрагивали традиционного уклада жизни русского человека. Они разрушали только внешние формы и после на руинах возникала то же самая жизнь, что и до крушениия.

Вплоть до 17-го года русское крестьянство - а фактически 97 процентов современных россиян - потомки крестьян - было образцом хранения памяти. Помимо церковных, метрических книг и исповедальных ведомостей, в которых можно было обнаружить свою родословную примерно с 17 века, каждая семья имела у себя синодики - специальные поминальные списки, в которых были перечислены все родственники для упоминания за богослужением, а так же для предупреждения кровосмесительных браков.

- К 20-м годам оказалось, что именно крестьянство - единственная часть населения, которая была готова отстаивать свои ценностные нормы и сопротивляться открыто, - говорит Игорь Сахаров. - Для борьбы с ним нужны были крутые радикальные меры, которые не замедлили проявится в виде раскулачивания и коллективизации. Тогда была не только уничтожена элита трудового крестьянства, но и подорваны духовные устои всего общества.

В первые же дни после большевистского переворота в Петрограде был сожжен архив местного окруженного суда по гражданским делам, содержащий сведения по семейной истории. Во Владимире в 17-м году уничтожен архив местного дворянского собрания.

В 20-е годы в государственных университетах были ликвидированы исторические факультеты с указанием, что новому человеку не нужна старая история.

В 1922-м году решением властей прекращается деятельность крупнейшего генеалогического общества в Петрограде. Десятки генеалогов оказались в лагерях.

Особой строкой в уничтожения всех связей с родовым прошлым стало уничтожение кладбищ по всей России. Причем это происходило не только на заре советской власти - но и в самом ее расцвете. Например, в 1956 году в Иркутске в парк отдыха было превращено Иерусалимское кладбище. По воспоминанием очевидцев, сравнивали с землей могилы, за которыми ухаживали родственники. Обычные могильные плиты превращались в щебенку и использовались в качестве строительного камня, а памятники из черного мрамора, которые горожане устанавливали почетным гражданам города, использовали для облицовки домов партийной элиты, даже не стерев могильных надписей. Подобные образцы архитектуры сохранились в Иркутске по сей день.

Огромное количество архивов пострадало во время массовых сборов макулатуры. Так, именно в одну из таких компаний в 50-е годы в Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде именно для плана по сбору макулатуры была ликвидирована значительная часть огромной коллекции документов из сейфов частных банков Петрограда - это неповторимые документы, личные письма, фотографии, все то, что надеялись сберечь от огня революции. Во многих архивах были полностью или частично уничтожены собрания церковных метрических книг - единственные документы, по которым можно восстанавливать родословную семей. Многие архивы просто пострадали от небрежного хранения и всевозможных случайностей. Например, в 1982 году большую часть уникального архива Костромской области сгорела в пожаре.

В итоге сегодня, по данным исследовательского центра «Ромира», только 5 процентов россиян «целенаправленно ведут семейный архив» и только 7 процентов могут назвать имена пра-бабушек и дедушек. Поколение пра- для большинства россиян - уже почти незнакомы, о них зачастую не знают даже такой малости, как имя.

- Память - загадочный феномен. Это свойство, которое присуще, по видимому только человеку и в особенности человеку как человечеству, - говорит профессор Давид Гзгзян, член Межсоборного Присутствия РПЦ, преподаватель Свято-Филаретовского православного института. - Память - категория собирающая. Она создает феномен культуры и цивилизации. Если ломается этот механизм преемственности, человек превращается в абсолютного временщика, который существует в пределах персонально отведенного ему времени.



Профессор Давид Гзгзян

Именно с потерей чувства самого себя, своего места в истории многие исследователи связывают ценностный кризис, который переживают россияне сегодня. Человечество знает всего два примера подобной стерилизации памяти целого народа. Нечто подобное произошло во времена французской революции, когда опустошались храмы, сжигались архивы и менялся календарь. Правда, весь эксперимент занял несколько лет: якобинский террор, эпоха Наполеона и реставрация монархии произошли на памяти одного поколения французов.

Второй пример - Китай в 4 веке до нашей эры. Тогда бороться с прошлым призывала партия легистов.

- Заметьте, что Францию после этих событий лихорадило на протяжении почти восьми десятков лет, - говорит профессор Гзгзян, а древнекитайская история говорит нам об удивительно способности этой страны возвращаться к себе. Так что мы не можем говорить о каких-либо существующих рецептах выхода из сложившей у нас в стране ситуации. В России мы сталкиваемся с уникальным состоянием, когда народу нужно предпринять какое-то нестандартное усилие, чтобы восстановить свои человеческие и национальные исторические кондиции.

Правда, специалисты утверждают, что последние несколько лет в создании россиян что-то стало меняться. Так, прошлый год стал одним из самых богатых по числу обращений в Институт генеалогии - люди просят помочь разыскать свои корни.

На вопрос - повториться ли история советского отношения к памяти, большинство историков говорит - скорее всего, нет. Но сейчас это зависит в основном от каких-то личных качеств и стойкости людей, сталкивающихся с бюрократической машиной. Например, несколько лет назад в небольшом городе Невель на северо-западе России, пришедшие к власти коммунисты издали приказ - закрыть только что созданный здесь первый музей истории. При этом они выдали почти точную марксистско-ленинскую формулировку: закрыть, потому что там не представлена история социальных слоев, а лишь отдельных граждан. Речь, помимо прочих, шла о всемирно известном культурологе Михаиле Бахтине и пианистке Елене Юдиной. Тогда против безумия властей восстали музейщики - несколько женщин с малолетними детьми, которые смогли отстоять свое дело.



Если не бороться за архивы, все, что останется от памяти наших предков - это документы Политбюро об уничтожении тысяч безликих "единиц".

Елена Кудрявцева - специально для "Исторической правды"
12:14 07/02/2013

советские репрессии, память, правда

Previous post Next post
Up