Оригинал взят у
a_tanj в
"Второй акт. Внуки" Была вчера на спектакле "Второй акт. Внуки". О проекте и его воплощении
здесь и
здесь .
nbsp В первых строках - большая благодарность
Александре Поливановой ,
Михаилу Калужскому, создателям этого отражения сознания постсоветского человека, причем, его интеллигентной, т.е. предполагается, что мыслящей части.
Полтора часа напряженного вслушивания в реальные семейные истории наших современников, потомков советской партийной элиты. Понятие, которое уже обрело вполне инфернальные черты и сознательно и подсознательно воспринимается как синоним преступности. Это те, кто совершал преступления против человечности, не имеющие срока давности. Потому актуально об этом и сейчас.То, что проговаривают актеры, сидя в одном кругу с немногочисленными зрителями, так естественно, что и ты уже готов вот сейчас включиться в этот разговор, со своей трагедией, размышлениями о ней. Но главное в спектакле не то, что и как совершали отцы, матери, деды героев, а они сами, такие, какие они есть на самом деле, ведь спектакль создан по материалам реальных интервью с реальными людьми. То, как они пытаются осмыслять историю страны, историю своего рода.
И вот тут как раз и начинается лабиринт, в котором блуждает мысль и выхода не находит.
История известна, тоталитаризм с его геноцидом против своего народа осужден, в этом все едины, о причастности своих родных к этой машине уничтожения и лжи никто иллюзий не строит. Большая часть фигурантов причисляет себя к антисоветчикам, диссидентам, ну хотя бы кухонного формата. Современное состояние общества напрямую связывают с общечеловеческой разрухой советского периода. Но когда встает вопрос о том, чувствуют ли они свою причастность к деяниям семьи, оказывается, что общая логика дает сбой и "сын за отца не в ответе". Что те просто "выполняли свой долг", "хорошо вписывались в свое время", "были честными и бескорыстными людьми", и "своих детей приносили в жертву" молоху светлого коммунистического будущего, а свои преступления совершали без всякого личного удовольствия и выгоды. Все понимали, что есть что, Сталина ненавидели, но дело свое делали, - за что ж их осуждать? И только одна женщина подчеркнуто несколько раз говорила, что не дала "добро" на реабилитацию своего отца, которого осудили, как всех бессмысленно, но пострадал он за ДРУГОЕ, и это справедливо.
И действительно, это ужасно сложная проблема: как осудить зло и не бросить камень в самого человека? Как часто смешивается грех и грешник, причем в разной пропорции: то грех превалирует в этой смеси, и происходит осуждение и человека в том числе, то любимый и родной грешник, и тогда - оправдание, и зла в том числе.
Прямо во время спектакля ловила себя на желании вот тут остановиться и что-то прояснить до конца.
Вот Женя Беркович, рассказывает о "своей" бабушке: была предана идеалам социализма настолько, что и своих детей приносила им в жертву: собирая пожертвования для голодающих Поволжья, своего ребенка, умершего от голода, похоронила. Потом выясняется, что мужиков у нее были целые "штабеля", от каждого рожала, но дети ей не были нужны, она их бросала, как только они вставали и начинали сами ходить.
Что это была за жертва? Она ведь настоящая только тогда, когда ты жертвуешь собой, а не другими. И таких подмен в совке было море, что ни шаг, то ложь… Разве удивительно, что третье поколение, выросшее с такими вывернутыми мозгами и душами не отличают "правой руки от левой"?
Ну, а если все расставить на свои места, кто-то в начале спектакля говорит же о наследственности, не знаю насколько о генетической в медицинском значении, но на уровне воспитания, иерархии ценностей, уж точно? Что тогда делать, как с этим жить?
Помню, как моя знакомая на презентации книг Виталия Шенталинского вдруг с ужасом поняла, что следователь Павловский, отличавшийся особой жестокостью и пытавший Мандельштама, ее родной дядя, человек страшной судьбы и мучительной смерти… Где и в чем искать и находить основания для своей жизни с таким вот знанием?
Все вопросы и вопросы…
О трагичности судеб своих родных - делателей "новой жизни" респондентами было сказано, а вот о том, что ломались прежде, ломаются сегодня и будут ломаться жизни у детей, если ничего с собой не предпринимать, ни у кого не прозвучало. Неужели это не очевидно? Все, чем печально отличается постсоветский человек от любого, скажем, среднего европейца, и что разрушает и нас самих и страну в том числе? Могу предположить, что если не задаться специально такой задачей, причем с целью изживания в себе такого оглупления, то м.б. и не возможно увидеть все в реальном свете, - мы все больны одной болезнью, и это уже кажется нормой. Вот уж воистину, как говорил Е.С.Лец: "Человек сделан из железа, потому что он не чувствует на себе оковы, как инородное тело".
По окончании текстов спектакля слово в таком же режиме и формате предоставляется зрителям. И не удивительно, что большая часть их или молчит или говорит о своем исключительном везении, - ни о чем таком им про своих родных неизвестно, да нет, их это не коснулось, они прожили свою жизнь незапятнанными. Но м.б. именно теперь они смогут задуматься, так ли это, когда вся страна была связана круговой порукой молчания, как подпиской о неразглашении своих сделок с совестью, своих страхов, своих "жертв". Как писал в "Зоне" Сергей Довлатов: "Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить - кто написал четыре миллиона доносов? (Эта цифра фигурировала в закрытых партийных документах.) Дзержинский? Ежов? Абакумов с Ягодой?
Ничего подобного. Их написали простые советские люди". А спросим дальше: кто их принимал, подшивал к делам, допрашивал, конвоировал, учитывал, строил лагеря и пр. и пр?
И снова приношу благодарности создателям спектакля, всем замечательным актерам еще и за то, что после него остается напряжение и хочется размышлять, как восстанавливать достоинство человека, попранное насилием и ложью на протяжении нескольких поколений, и как, наконец, строить жизнь, чтобы она обретала смысл и для нас и для будущих поколений. И в этой связи просятся слова немецкого исповедника веры Дитриха Бонхеффера: "Последним ответственным вопросом должен быть …. вопрос, как жить дальше следующему поколению. Плодотворные решения (даже если они на какой-то период приносят унижение) могут исходить только из такого вопроса, исполненного ответственности перед историей".
Будем надеяться, что такое совместное размышление впереди. Недаром же в программку спектакля вынесена только одна цитата из всего текста: "У меня есть ощущение, что я исправляю ОШИБКИ деда"
Два фото
Дмитрия Кокорина с премьеры.
Зарегистрироваться для участия в спектакле нужно
здесь .