Оригинал взят у
adam_a_nt в
Святитель Николай Японский о Н.Н. Неплюеве и его братствеОригинал взят у
ruponia в
Выдержки из дневников святителя Николая Японского: 1908 - 1909 г. 30 Дек[абря] 1907/12 Янв[аря] 1908.
Воскресенье.
<...> Слава Богу, в России делается спокойнее, и третья Дума, кажется, работоспособная. Только одну весьма печальную новость вычитал: о. Иоанн Кронштадтский очень болен; посетили его три архиерея вместе, в числе прочих был Московский Митрополит Владимир, и это описывается очень трогательно. Дай Господи ему еще пожить, на благо Святой нашей Церкви! Известили сегодня, что о. Павел Савабе болен. Вчера пошел он в дом родителей о. Якова... по случаю смерти матери его; на обратном пути попал под лошадь кавалериста; кричали ему свернуть, но он за глухотою не слышал, а тот не остерегся; подняли о. Павла в бессознании с раненною головою, и теперь он лежит. И так-то старик едва жив, и тут еще такое несчастье с ним! Очень жаль бедного...
27Янв[аря]/9 Февр[аля] 1908. Воскресенье.
Утром получил письмо от Архиепископа Витебского Сергия (Стра- городского), в котором он, уведомляя о том, что уволен от заседаний в Св. Синоде на епархию, пишет, между прочим, следующее: 11 декабря у Государя целых полтора часа провели Преосв[ященный] Герман Сарат[овский], Серафим Орловск[ий] и прот[оиерей] Восторгов и подробно описали ему настоящее наше безвыходное церковное положение. Преосв[ященный] Герман своим рассказом, как левая печать и общество травят больного, умирающего о. Иоанна и в лице его Православную Церковь и веру, довел Государя до слез. Государь сейчас же по телефону передал приказ Столыпину, чтобы немедленно везде снять с репертуара «Черных воронов».
18 Сентября /1 Октября 1908. Четверг.
Слава Богу, кончили мы с Накаем перевод богослужений. Теперь надо исправить его, что, вероятно, займет года два. Сегодня начали с Ирмоло- гия. Прежде всего идет пробная читка двух экземпляров, верно ли переписан другой, с рукописи Накая. Потом начнется исправление. Прежде всего каждый стих будет прочитан быстро. Накая д[олжно] спросить, понимает [ли] все если замедлит в ответе, значит, мысль не ясна, и надо выразить ее яснее. <...> Такое исправление, серьез ное и вдумчивое д[олжно] б[ыть] произведено два раза.
18/31 Октября 1908.
Суббота.
<... > Так как с Ирмологием у нас все кончено - его осталось только печатать, - то мы приступили к исправлению Октоиха.
16/29 Декабря 1908.
Вторник.
Ирмологий отпечатан, и почти без ошибок. Сегодня мы с Накаем кон чили проверочное чтение отпечатанного. Всего оттиснуто 500 экз., стоит печать и бумага 437 [й]ен 58 сен.
27 Декабря 1908 / 9 Января 1909.
Суббота.
С 8-ми ч[асов] Литургия. После нее панихида по о. Иоанну Кронш тадтскому и Великому Князю Алексею Александровичу. Мы с Преосвя щенным] Сергием вышли в мантиях. С амвона я объяснил, что «о. Иоанн - великий благотворитель Миссии; несколько раз жертвовал большие деньги на Миссию; последняя жертва была в только что минувшем году: прислал 1000 р[ублей] в пользу Миссии, жертвовал также свящ[енной] утварью и облачениями».
1/14 Января 1909.
Четверг.
Пасмурное утро. Предвестие ли это пасмурного года? Не дай Госпо ди! <...>
6/19 Января 1909.
Вторник. Праздник Богоявления.
Литургия и обычное Водоосвящение. Со мной служили все здеш ние 5 иереев. Христиан в церкви по прискорбию было совсем мало, - мокрый снег и дурная дорога, как видно, причиною. В России подоб ные причины не задерживают христиан в такой великий праздник дома.
Весь остальной день самое печальное расположение духа; редко бывает так тяжело и неприветливо на душе. <... >
31 Января /13 Февр[аля] 1909.
Суббота.
Принялись мы с Павлом Накаи за наше дело: начали исправлять Окто их. Быть может, Бог поможет в этом году напечатать. Исправлять почти нечего, так как при переводе серьезно продумано все.
7/20 Апреля 1909.
Пятница.
Прочитал книгу о русском замечательном филантропе Н.Н. Неплюеве, основателе «Трудового Братства» в Черниговской губернии, в котором состоит до 500 человек. <...> Даруй Господи побольше таких людей России!
4/17 Июля 1909.
Суббота.
С 8-ми ч[асов] заседание Собора... [Вопросы:]
1- й. Христиан считается 30 тысяч, но на лицо их не видно и половины...
Ответ. По статистике Миссии Православных христиан... в Японии 31175 человек. Это и есть подлинное число наших христиан. Но они так рассеяны по разным местам Японии и разным частям света, что нет возможности определить, где и сколько человек находится. Конечно, по статистическим листам... местных церквей должно быть показываемо число наличных христиан, на которых, между прочим, лежит обязанность заботиться о содержании служащих местной церкви.
2- й сицумон. Наша Японская Церковь составляет ли ветвь Русской Церкви или Вселенской?
Ответ. С тех пор как поставлен Архиепископ Японской Церкви, можно сказать, что Японская Церковь есть ветвь Церкви Вселенской. Если бы созван был Вселенский Собор, то, конечно, на нем был бы и самостоятельный представитель Японской Церкви.
3- й сицумон. Православная Церковь из Греции перешла в Россию, отсюда в Японию. Церковное управление Японской Церкви независимо ли от русской власти?
Ответ. Православная Церковь, как в Греции, так и в России, а равно и в Японии, управляется каноническими правилами Св. Апостолов и Св. Вселенских и Поместных Соборов. Японская Церковь в этом отношении совершенно независима от России. Предстоятель Японской Церкви в продолжение 40 лет кряду не спросил Русский Синод по делам церковного управления, а книгу канонических правил он часто раз вертывает и по ней поступает.
4- й сицумон. Если Японская Церковь не находится под властью России, то получаемые от Синода и от русских братьев деньги жертвуются ли всей Японской Церкви?
Ответ. Деньги эти жертвуются на нужды Миссии и присылаются в распоряжение начальника Миссии.
5- й сицумон. Имеет ли право Японская Церковь распределять эти деньги сообразно с нуждами, например, на ненужное уменьшить, на более нужное прибавить?
Ответ. Японская Церковь этого права не имеет. Деньги приходят, как выше сказано, в распоряжение начальника Миссии, который знает, как нужно распределять их...
10/23 Июля 1909. Пятница.
В протодиаконы к Собору просится некто Соболев (или Зозуля) из Нагасаки. Родом из духовных, в России был певчим, потом несколько лет актером; в Нагасаки торговал водкой; женат на японке. «Басом обладаю», - говорит, что верно. «Соборное богослужение ваше украшу», - уверяет. Едва ли, если бы стал протодиаконствовать наподобие того, как диакон в России, японцы диву дивились бы только, а не наставлялись. Голоса у японских диаконов, правда, плохие, но служат натурально, не кричат.
Не надо! Отказано.
7/20 Августа 1909.
Пятница.
<... > Репортер «Хооцисимбун» приходит, спрашивает:
Какое отношение патриотизма к религии?
Патриотизм - чувство естественное, вложенное Творцом в при роду человека, как чувство птицы к своему гнезду, оленя к своему ста ду. Религия только освящает его, углубляет и укрепляет. <...>
Как в России это чувство?
У настоящих русских людей совершенно так же. <...>
Что граф Толстой?
По последнему периоду своего писательства - враг России.
4/17 Сентября 1909.
Пятница.
О[тец] Тит Комацу пишет, что похоронил в Накамацу Корнилия Судзуки, первого по времени и очень благочестивого тамошнего христианина; бедный, в последнее время лежал в параличе; пред смертию пособорован о. Титом в присутствии тамошней братии, очень любившей его. Царство ему Небесное! Первые христиане мало-помалу отходят в тот мир, скоро никого не останется, а следующее поколение лучше ли будет?
22 Декабря 1909 /4 Января 1910. Вторник.
С сегодняшней почтой получена из Москвы книжка об о. Иоанне Крон штадтском. Как трогательна и как поучительна она! Вот кто стяжал дух молитвы!
28 Декабря 1909 /10 Янв[аря] 1910. Понедельник.
Д. М. Позднеев принес в подарок 3 книги своих сочинений «Материалы по описанию северной части Японии». Капитальный труд, показывающий и большую даровитость и великую трудоспособность автора.
Важное и интересное свидетельство!