50-60е. Первые ласточки.
Самые ранние сведения о нацистских группах в послевоенном СССР датируются второй половиной 1950-х годов. Начиная с этого времени и до конца 1980-х явление это уже не уходит из сферы внимания КГБ.
Первая из известных нацистских организаций -так называемая «Группа Юрченко» возникла в столице УССР в 1957 году.
Возглавил ее вовсе не бывший бандеровец или солдат дивизии СС «Галиция» а киевский десятиклассник из вполне нормальной советской семьи Юрий Юрченко 1939 года рождения. По сообщениям сначала они «играли в фашистов» (своеобразные предтечи нынешних ролевиков). А затем, так сказать «наигравшись», решили создать молодежную нацистскую партию.
Движение в составе десятка человек было создано, и получило претенциозное имя «СС- Викинг». Целью было провозглашено… построения национального коммунизма в СССР и насильственного построения социализма во всем мире (не смейтесь, читатели, это не смешно). Члены «СС-Викинг» считали Гитлера гением и величайшим полководцем в истории. Дальнейшая история первой нацистской партии в СССР была весьма занятна - возбужденное против них уголовное дело было в декабре 1957 года прекращено, поскольку дескать дальше игры участники «Викинга» не зашли.
Конечно, уже на дворе оттепель… Но все же такой гуманизм кажется, скажем так, странным -диссиденты например получали за вещи более невинные в те годы по 5-7 лет.. Странным, если не сказать больше…
Кстати, о диссидентах - в том же 1957 один из первых диссидентов классического образца Вячеслав Соленев, отколовшийся от группы Виктора Поленова «Народно-демократическая партия России» написал программу «Русской национальной партии», аналогичную гитлеровской. (Впрочем, в дальнейшем взгляды Соленева несколько смягчились, и к концу 1980-х он уже призывал различать вредных и полезных евреев.)
Куда как более серьезной организацией была группа Алексея Добровольского, рождения все того же 1939 года (нет, все же какой-то мрачный символизм в этом есть). Им была создана «Русская национал-социалистическая партия», во второй половине 1950-х в Москве.
Правда, позже, уже в эпоху перестройки, Добровольский отрицал преклонение перед Гитлером. Однако немного спустя он проговорился о том, что на него произвели очень большое впечатление «нацистские партийные жесты и ритуалы, четкость немецкая», а его друзьям нравились «боевитость, жесткие формулировки, дисциплина, подчинение, символика, приветственные жесты - поднимание руки». То, что практически совсем недавно закончилась война с нацизмом, на которой погибли их отцы и старшие братья, абсолютно не коробило членов «партии». Как вспоминал Добровольский, его сторонники (и, естественно, он сам) считали, что погибшие были на совести не Гитлера и не Сталина, а кого-то третьего (то есть речь шла о набиравшей тогда в кругах западных правых радикалов силу концепции, что война была выгодна США и стоявшему за ними «мировому еврейству»).
И показательно, что рассказывая о своем первом лагерном сроке в Мордовии в 1958-1961 годы и отношениях с русскими эсэсовцами, познакомившими его с концепцией отрицания Холокоста, Добровольский с сожалением роняет, что Гитлер «был большой либерал».
А по свидетельству вышеупомянутого Поленова, Добровольский, даже находясь в лагере, выступал за поголовное уничтожение евреев по гитлеровскому образцу.
Еще одна пронацистская группа была раскрыта в апреле 1960 года в Баку. В ее состав входили старшеклассники двух местных школ, обсуждавшие во время
совместных собраний «преимущества» нацизма и «выдающиеся идеи» его лидеров, а также причины, как они считали, «случайного» поражения Германии.
Школьники - а родители некоторых из них занимали достаточно высокое положение (министр местной промышленности Азербайджана, сотрудник центрального аппарата МВД Азербайджана) - интересовались биографией Гитлера, собирали нацистские фотографии 1930-х годов, изготовили флаг со свастикой. Впрочем, для них это в значительной степени оставалось игрой, и потому максимум, что позволили себе члены этой группы, - прийти 9 мая в школу с нацистскими повязками под пиджаками.
Информацию о дальнейшей судьбе членов «Бакинского филиала» НСДАП проследить автору не удалось, единственное что удалось узнать - история стоила карьеры их родителям.
Парадоксальным образом в состав ее наряду с русскими, входили армяне и азербайджанцы (такое вот своеобразный извращенный интернационализм).
Еще одна группа поклонников Гитлера, похоже, всерьез готовилась воевать. В 1963 году в Воронеже была раскрыта созданная за год до того группа из трех 17-19-летних молодых людей, называвших себя довольно странно «ОАС-овцами-национал-социалистами». Они не только отмечали день рождения Гитлера и носили найденные на полях сражений «Железные кресты», но и постепенно запасались там же оружием, намереваясь сражаться с советской властью в случае начала большой войны. К сожалению, документальные свидетельства о судьбе членов этой группы после ареста отсутствуют.
Некоторые из уголовных дел тогдашних нацистов вызывают невольную улыбку. К примеру, арестованный в марте 1957 года в Чарджоу М.Ф. Жирохов при аресте, а затем и в милиции кричал: «Да здравствует Гитлер! Да здравствует фашизм! Да здравствует Америка!». Еще один подсудимый, арестованный в июле 1958 года, просто выкрикивал «Да здравствует Эйзенхауэр, да здравствует Гитлер!» Каменщик Б.С. Блинов из Москвы, в январе 1957 года при обсуждении венгерских событий заявил: «Вот если бы была у нас советско-фашистская партия, я первый бы в нее вступил и начал бы бить коммунистов». Некий кочегар из города Бабушкина, арестованный в 1959-м рассуждал следующим образом: «Гитлер умный был человек, хотел освободить русский народ от рабства».
Бывали совершенно абсурдные случаи - вот, например, дело трех тбилисских школьников: армянина, грузина и русского по национальности(!!!) В 1967 году они, решив бороться за «освобождение Грузии от советской оккупации», назвали себя «Нелегальной организацией фашистов».
Еще более трагикомично выглядели заявления осужденного в феврале 1963 года инженера Н. Горохова, выражавшего сожаление, что Гитлер не завоевал СССР. Трагикомизм ситуации в том, что гражданин Горохов был евреем.
Как ни может показаться странным, на Западной Украине и в Прибалтике организованные нацистские секты и кружки не обнаруживались.
Тем не менее, в январе 1962 года группа молодых эстонцев разбросала по Тарту листовки в защиту судимых там коллаборационистов. В 1966 году кто-то нарисовал свастику в аудитории Латвийского госуниверситета, а в 1967 году двое молодых латышей вывесили флаг со свастикой на парашютной вышке в Лиепае. Было также ничем не подтвержденное сообщение что в апреле 1969 года ансамбль «Пеолео» из Таллина на концерте в одном из колхозов исполнил строевую песню эстонских легионеров СС.
Что опять-таки показательно, все это дело рук молодого поколения - о каких то подпольных союзах бывших эстонских и латвийских СС-овцев и коллаборационистов сведений не имеется.
2. 70е -80е. «Коричневые» диссиденты и наци школьного возраста.
Как бы то ни было, к концу 1960х, русский нацизм вырос из коротких штанишек, и даже породил свою, пусть и малозаметную, «коричневую линию» в диссидентском движении. Например диссидент Николай Браун (р. 1938), арестованный в 1969 году, как вспоминал один из подельников Брауна - Анатолий Бергер, всерьез увлекался Гитлером, и очень любил, когда знакомые именовали его «фюрером». Б.А. Аверичкин, один из руководителей подпольной антикоммунистической организации, действовавшей в начале 60-х годов, и угодивший в Мордовские лагеря, тоже выражал сожаление фактом поражения Гитлера, и рассуждал о власовцах, которые «подняли и с честью пронесли по Европе» русский флаг. Не исчезли и наци-одиночки, правда, и они старались придать себе политического веса, не ограничиваясь выкриками и разговорами. Так, в декабре 1970 года в Николаевске-на-Амуре некий Лентарев расклеивал листовки, заканчивавшиеся так: «Наш идеал - Адольф Гитлер! Heil Hitler!». Уголовное дело было… прекращено. В 1981 году в подмосковном Калининграде «Новую рабочую националистическую партию России» создал ставший скандально известным в 1990-е годы Алексей Веденкин. В том же 1981 году, в Твери Сергей Комков с несколькими единомышленниками организовал национал-социалистическую группу. «Нашей задачей была подпольная борьба. Мы хотели, чтобы в одно прекрасное время мир понял, что в СССР есть русские национал-социалисты. Мы уже отчасти знали тогда, что октябрьский большевицкий переворот 1917 года был осуществлен по сценарию всемирного сионизма» -так скромно сообщает Комков о своих взглядах того времени. Они начали свою деятельность с классических приемов: осуществлялись небольшие акции по городу и в местах еврейских культовых сооружений, то здесь то там стали часто появляться свастики, рассылка писем евреям с угрозами и т.д. Тверские нацисты преследовали тем самым цель: посеять панику в «гнездах» сионизма. В том же 1981 году, Комков стал писать свой «Майн Кампф», в котором попытался переложить опыт и практику германских национал-социалистов «в приемлемой форме» для России. В ней содержалась четкая программа действий, рассчитанная не много ни мало -на 25 лет. Комков планировал в частности
1) Создать в городе нацистскую молодежную группу;
2) Провести агитационную работу по созданию национал -социалистических групп в
некоторых крупных городах России;
3) Осуществить связь с национал-социалистическими движениями в Европе, Америке и
возможно присоединиться к всемирному движению национал-социалистов, «за власть белой расы во всем мире».
4) В назначенный день и час «Х» заявить о себе в ряде городов публичными
выступлениями или демонстрациями, с целью поднять шумиху в зарубежной прессе, о
появлении в СССР национал-социалистических группировок.
Дальнейшие действия не конкретизировались, но предполагалось, что через 25 лет коммунистический режим в СССР рухнет, сметенный российскими коричневыми штурмовиками.
Впрочем, ничего более об этой программе неизвестно - группа Комкова была раскрыта органами КГБ, по доносу одного из членов, и в преддверии ареста кандидат в русские Гитлеры уничтожил книгу.(По одной из версий -съел)
Кроме всего этого, в 1970-1980-е годы было раскрыто несколько «тайных фашистских организаций» школьников. Причем катализатором этого послужил, по мнению многих фильм «Семнадцать мгновений весны», одним из первых в советском кинематографе продемонстрировавший «большой стиль» нацизма и одновременно «очеловечивший» его.
Наказание большинства «стиляг», чьи группы были раскрыты партийно-комсомольским начальством, ограничивалось так называемым профилактированием - то есть беседами в КГБ и райкоме ВЛКСМ.
3. 50-80е. Внешний фактор -неполживцы в гитлеровских лохмотьях.
Тут несколько на первый взгляд невпопад, автор должен сказать об одном стыдливо умалчиваемом нашей либеральной интеллигенцией обстоятельстве. А именно -некоем внешнем источнике из которого незаметно подпитывался вышеописанный коричневый ручеек - эмигрантские центры собравшиеся вокруг радио «Свобода». Там было немало людей, носивших в свое время мундиры вермахта, РОА и СС. (Не только НТС хотя и они тоже)
...Не гневом, ни порицаньем,
Мы больше уже не бряцаем
Здороваемся с подлецами,
Раскланиваемся с полицаем...
Трудно сказать, что имел в виду А.Галич сочиняя эти стихи, но он сам блестяще претворил их в жизнь работая на «Свободе» в обществе бывших полицаев и карателей.
***
Завершая же тему первых десятилетий отечественного неонацизма автор позволит себе сделать небольшое отступление от хронологии, и сделать некоторые промежуточные выводы относительно изучаемого феномена.
Что бросается в глаза??
Прежде всего - достаточная распространенность самого явления - не в плане, слава Богу, абсолютных цифр, но в плане заметного числа проявлений. Как будто мелкие но болезненные фурункулы на коже общества они вскакивают то тут то там -от Сибири до Киева - вроде и без причин...
Второе -то, что ни одна из организаций не была -как отмечал - напрямую связана с гитлеризмом как таковым, и периодом Второй Мировой Войны. Ни разу среди «заводил» не были отмечены не то что коллаборационисты и власовцы, но даже их близкие родственники.
И наконец -удивляет, (и огорчает) та непонятная гуманность, я бы даже сказал понимание с которой компетентные органы реагировали на эти проявления. Из многих десятков участников нацистского подполья в СССР, осуждены были единицы, да и то в основном за уголовные преступления вроде хранения оружия. Думаю, было бы любопытно проследить причины этого.
***
4. 80е. Призрак выползает из подполья.
Нацисты 1950-1970х предпочитали действовать в подполье. В начале 1980-х их последователей потянуло на громкую славу.
В настоящее время точно известно о двух публичных акциях московских неонацистов. В апреле 1980 года семнадцатилетний нацист, ученик 10-го класса Виктор Якушев с компанией одноклассников устроил нечто вроде пикетирования московской синагоги. Из нацистской атрибутики у пикетчиков были только сапоги и темные рубашки. Сам Якушев, правда, заявлял, что он и его друзья, численностью 10-12 человек, «просто посмотрели» и вообще это было «проявление интереса русских людей к еврейству». Впрочем, эта акция осталась практически незамеченной.
Зато весьма широкий пар получила другая акция, прошедшая спустя два года, - демонстрация неонацистов на Пушкинской площади. Первая информация об этом появилась в бюллетене «Вести из СССР», издававшемся в Мюнхене диссидентом Кронидом Любарским. Согласно ей, «группа старшеклассников численностью в 10-15 человек, одетых в черные рубашки со свастикой, появлялась на площади дважды - в 17.00 и 19.00. Двое (по другим сведениям - шестеро) участников демонстрации были задержаны милицией…»
На самом деле ситуация выглядела не так драматично. По одним сообщениям, на Пушкинской площади собралась большая группа молодых людей: с одной стороны «фашисты», коротко остриженные в черных рубашках; с другой - толпа «болельщиков” различных хоккейных и футбольных команд. О предполагаемой демонстрации было известно заранее (в московских школах преподаватели предупреждали учеников, советуя не появляться 20 апреля на Пушкинской площади; это, естественно, имело обратный результат - на который, видимо, и рассчитывали власти). По сообщению некоторых очевидцев никакой демонстрации не было, по другим -она не успела начаться, потому что между «фашистами» и «болельщиками» завязалась драка, привлекшая внимание прохожих. Милиция долгое время не вмешивалась, наблюдая за происходящим со стороны но в конце концов, задержала некоторое число дерущихся.
Если суммировать все описания, то получается, что демонстрация неонацистов была довольно жалким зрелищем, практически с самого начала превратившись в драку между различными группами молодежи, прекращенную милицией только после того, как появились первые раненые. Несколько человек были арестованы, но были ли они осуждены - неизвестно.
Вне зависимости от этого, ситуация произвела громадное впечатление как на столичную интеллигенцию, так и на западные СМИ. Тут же из забытья была извлечена информация о пикете Якушева в 1980 году. Одновременно в «Вестях из СССР» стали появляться сообщения о процессе над 18 участникам неонацистской организации в Можайске в 1980 году, о том, что 1 ноября 1981 года произошла фашистская демонстрация в городе Кургане, в которой участвовало более 100 старшеклассников в рубашках с нарукавными повязками с изображением свастики, несших лозунг: «Фашизм спасет Россию!», о демонстрациях неофашистов в городах Южно-Уральске, Свердловске, Ленинграде (у Казанского собора) «и в других местах». И хотя эти сообщения, как был вынужден признать сам Кронид Любарский, ведущий «Вестей из СССР» основывались «на непроверенных сведениях -точнее были полной брехней - но через западные «голоса» сообщения об этих демонстрациях и судах расходились по СССР уже в виде достоверных сведений, порождая молву о могущественном военизированном фашистском подполье.
Уже в январе 1983 года люди спрашивали у лекторов общества «Знание», правда ли, что в Нижнем Тагиле, Свердловске и почему-то Киеве прошли выступления молодежи «с нацистскими выкриками». В дальнейшем эти слухи привели к тому, что в памяти некоторых очевидцев событий на Пушкинской площади сформировался их совершенно искаженный образ. К примеру, в воспоминаниях Александра Рекемчука демонстрация превратилась в «массовый митинг в честь дня рождения Гитлера ... со всей атрибутикой: приветствиями «Хайль Гитлер!», нарукавными повязками со свастикой», что больше соответствует реалиям 1990-х.
С другой стороны, по свидетельству Владимира Прибыловского, в 1983-1986 годах в студенческих общежитиях Московского университета каждый апрель перед 20 числом проносился слух, что «на Пушке будет демонстрация фашистов», и наиболее активные первокурсники собирались у памятника поэту «бить фашню».
Но никого, кроме милиционеров и дружинников, обычно не находили. Бывало, что студентов самих задерживали и отправляли в отделение, где происходил следующий
диалог:
«Ты чего здесь, уж не день ли рождения Гитлера празднуешь?
- Нет, мы, наоборот, приехал бороться с фашистами!
- В СССР фашистов нет. А если хочешь с ними бороться, запишись в комсомольский оперотряд».
Все это породило вполне понятые слухи, что к ситуации с неонацистами приложил руку КГБ. Тем более, что, по устной информации, полученной от людей, соприкасавшихся в те годы с органами внутренних дел, представители спецслужб еще в конце 1970-х прямо запрещали МВД принимать меры в отношении существовавших фашистских групп, утверждая что борьба с ними -прерогатива госбезопасности.
Как бы то ни было, но власти использовали возникший в обществе страх перед призраком неонацизма в своих целях. Так, в 1983 году, когда был издан указ о запрете обучения карате, распространяемые ранее слухи о спортивных секциях как о «кузнице кадров для фашистов» стали важным аргументом. Вот еще характерный полуанекдотический случай - «под раздачу» бдительных борцов с фашистами едва не попала как раз только-только начавшая выступать в 1982 году рок-группа «Странные игры». Публику шокировала их манера одеваться, поскольку ходил слух о том, что нацисты носят галстуки-«селедки» и выбривают виски. В результате «Странным играм» пришлось даже на время убрать из репертуара маршевые композиции, чтобы не усиливать подозрения в собственном нацизме.
Эпилог. Новое время -старые песни.
К середине 1980-х нацисты стали устойчивой частью городской мифологии Москвы и Ленинграда. Были даже некие детские страшилки об ужасных фашистах.
Но документальные данные о ленинградских неонацистах первой половины 1980-х, отсутствуют, кроме одного загадочного свидетельства о группе хулиганов в куртках со свастиками, повредивших в июне 1982 года статуи в Летнем саду.
И вот настал момент когда коричневое подполье заявило о себе открыто и недвусмысленно. Это был 1987 год. 20 апреля, в день рождения Гитлера, две колонны молодых людей 17-22 лет, одетых в черные рубашки, со свастиками на рукаве, промаршировали по Невскому проспекту и окрестностям метро «Площадь Восстания». В тот же день такая же демонстрация прошла в Петергофе. Неонацисты отметили свой «выход на поверхность» массовым осквернением еврейских могил на кладбищах. 17 и 20 апреля было разрушено или осквернено полторы сотни надгробий. А 25 апреля 1987 года группа подростков с криками «Бей жидов, спасай Россию!» пыталась разгромить Ленинградскую синагогу. Среди участников этих акций преобладали учащиеся ПТУ, которые были отданы под суд -но не по политическим статьям а за тривиальное хулиганство.
Еще можно вспомнить обвинения - не уголовные но медийные - в симпатиях к нацизму в отношении рок-музыкантов - например К.Кинчева - завершившееся довольно таки заметным скандалом и извинениями журналистов.
…Последнее уголовное дело против советских фанатов Гитлера было заведено летом 1988 года в Таллине. По иронии судьбы(в этой истории вообще как мог заметить читатель - немало иронии и абсурда), единственным обвиняемым по нему оказался русский - некто С. Жолдин, планировавший создать «Эстонскую национал-фашистскую партии». Но вскоре дело было прекращено «в связи с изменившейся обстановкой».
Обстановка и в самом деле изменилась. Пришло новое время - время рассуждений о том что «Если бы нас победила Германия мы бы сейчас пили баварское пиво», восхваления власовцев по ТВ, митингов под знаменами с «коловратом» в считанных сотнях метрах от Кремля, и «Майн Кампф», открыто продающегося в книжных магазинах.
Статья выходила в нескольких газетах 2000х. При написании статьи автор пользовался материалами из книги «58-10. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953-1991», эссе С.Чарного о русском нацизме а также рядом других источников.