«- … кроме Вас, из нашего ЖЭКа там никто не был; тема лекции: «Нью-Йорк - город контрастов»!
- А я не был в Нью-Йорке…
- А где же Вы были?
- Я был в Стамбуле, в Марселе…
- Пожалуйста, «Стамбул - город контрастов» - какая разница - объявление перепишем!»
Фильм «Бриллиантовая рука»
В последнее время все наши семейные поездки происходили спонтанно. Я бы даже сказал сумбурно, может быть, даже случайно. Собираешься, например, в Йоханнесбург, а попадаешь на Тенерифе. Или приготовился к поездке на Мальдивы, а оказываешься в Шарм-аль-Шейхе… а оттуда вдруг едешь в Иерусалим… И так почти всё последнее время! Даже горы путаются и континенты. Но Афины в этом списке, безусловно, в колонке «исключения». Мы туда собирались, мы туда планировали (А почему бы не поехать, если греки выдали нам Шенген на три года? Шучу!), и мы туда поехали.
Поездка на вторые майские праздники в Афины была запланирована сразу после отдыха на Крите, ещё в сентябре прошлого года. Билеты купили в январе, в марте на Букинге забронировали апартаменты.
Последнее время нам понравилось ездить не в отели, а в апартаменты. Живёшь - сам себе голова. И с общепитом связываешься по минимуму, ведь, общепит… он везде общепит! Особенно тяжело с ним в виду моих желудочно-кишечных проблем. Не дружу я с ним.
Это кто там выкрикнул: «Тогда сиди дома?!» Здоровье и молодость, знаете ли, два таких преимущества, которые очень быстро проходят, перефразируя известную фразу. Поживите с моё на Севере, попейте водочки… Ах, не жить… Ах, не пить? Ну, тогда других методов честного заработка для поездок за границу я не знаю… (подчеркну слово «я»). Поэтому, имея проблемы, езжу.
Итак: поездку в Афины запланировали давно. Но решили ехать… как бы это сказать… в общем, не подготовленными. Нет, конечно, базовые знания по столице Греции у нас были. Школа, телевизор, книги никого не оставят в неведении. А уж интернет! Но специально программу не продумывали. Решили поехать, как «балбесы», что найдём, то посмотрим. А то в последнее время, прямо, хоть не выезжай никуда. Прочитал два-три отчёта с фотографиями - и хорош! Можно сказать, съездил.
Но те отчёты не передают моих личных впечатлений, и впечатлений моей любимой Валико они тоже не передают. А мы ехали за собственными, за личными впечатлениями.
Сразу скажу, если хотите информационного отчёта: немедленно бросайте читать этот текст. Никакой дополнительной информации к миллиону отчётов я не прибавлю. Только сугубо своё, плюшевого тапка, с больным ЖКТ, пятидесяти двух лет от роду, мнение.
Поехали? Поехали…
Поехали мы туда «Аэрофлотом», что само по себе событие знаковое. Чартерные рейсы с непомещающимися между креслами коленками и платными сэндвичами, слава богу, нам не попались. Поэтому поехали за дорого: пятьдесят тысяч рублей туда-обратно за двоих. Зато красивые стильные девчонки-стюардессы, вежливый и профессиональный экипаж, приличное состояние летательного аппарата, и даже какое-никакое меню…
Нет, и на старуху бывает… Недавно же угодил в яму именно Аэрофлотовский самолёт, но по свежим достоверным данным Минтранс принял меры и выделил более миллиарда рублей на ремонт воздушных дорог. Поэтому мы надеялись, что больше такой неприятности не случится. И не случилось. Долетели шикарно, кормили прилично, сели мягко и вовремя.
Чем ещё хорошо ездить в незнакомые страны с минимальной подготовкой? Психологи, психиатры и невропатологи утверждают (звучит, как британские учёные утверждают), так вот, все эти мозговеды утверждают, что именно в такие моменты мозг начинает работать со стопроцентной нагрузкой. То есть, если регулярно выбираться неизвестно куда, то это обеспечивает мощнейшую тренировку «процессора», что, безусловно, не может не повлиять положительно на его работоспособность и общее состояние. Ибо, если «что-то» не востребовано, то оно, это «что-то», очень быстро рассасывается. Природа пустоты (бездействия) не терпит. Поэтому всё нужно грузить.
А квест в незнакомой стране начинается буквально за трапом самолёта. Паспортный контроль, получение багажа, поиск выхода к стоянке общественного транспорта… и всё при знании языка уровнем «твоя-моя непонимай, их бин больной, нихт ферштейн, Москоу из зе кэпитал оф зе Совьёт Юнион, пардон, Рашен Федерейшен»… Это, я вам скажу, непростое дело… Но наскальные рисунки, пардон, настенная навигация, как правило, в наличии, и значки с автобусами, такси и электричками рано или поздно выведут вас к нужному. Нам нужно было в метро.
Метро нашли, автоматы по продаже билетов победили, поехали в центр! В апартаменты.
Ещё одно советское заблуждение (моё заблуждение): в центре живут крутые дядьки и тётьки…
В центре нормальные люди не живут. В центре круглосуточно ходят толпы туристов, а их, как дойных коров, используют: и добрые служащие всякого рода сфер обслуживания (общепит, туристические центры, магазины и сувенирные лавки), и злые карманные жулики, и несчастные попрошайки-мигранты. Ни то, ни другое, ни третье не входят в обязательный список комфортного проживания. Поэтому в центре жить вредно для психического, а иногда и физического, здоровья…
Но я в этот раз снова попался на стереотипе, и мы поселились буквально в десяти минутах ходьбы от центрального центра Афин - площади Омония, на пересечении улицы Ипероу и Аристотеля… Апартаменты были на пятом этаже шестиэтажного дома, состояли из двух комнат, маленькой кухни и совмещённого санузла. Несмотря на «круговое» расположение помещений, квартира сильно смахивала на «хрущёвку». Но и «хрущёвки» бывают уютными, особенно, если только на четыре ночи.
Хозяин нам достался хороший, очень приветливый и вежливый грек. Он выдал нам ключи, рассказал про особенности эксплуатации квартиры, показал пароль вай-фая и пропал на четыре дня, пожелав нам приятного отдыха.
Апартаменты-то нас устроили. Вот, только спать в них оказалось не очень… Ночной трафик. «Чихающие» автобусы, рычащие мотоциклы, сигналящие легковушки. Движение на «наших» улицах не прекращалось ни на минуту - ни днём, ни ночью. Хотя, нет, вру. С трёх до пяти ночи было относительно тихо. Но, людям с тонкой нервной организацией лучше в таких местах не останавливаться.
Но пока мы про ночь не знали, а погода стояла замечательная, да и времени было всего только три часа дня, мы собрались и ушли в город…
Все те три с половиной дня, которые нам достались на праздник Победы, мы будем ходить по городу, переезжая и переходя с места на место, посещая то одни, то другие достопримечательности, присаживаясь отдохнуть на лавочках в парке, в городе, в кафе, а наше отношение к городу будет меняться, как погода в Москве за эти самые вторые майские праздники. Контрастно меняться! Как душ. С горячего на холодный, и обратно. Очень контрастные отношения, я бы даже сказал цветные, ощущения.
С чего же тогда начать? Может, с того, что больше всего раздражало? Пусть с этого… Тогда, глядишь, закончу на оптимистичной, позитивной ноте…
Так, что более всего раздражало…
Последнее время, очень часто критикуют московского мэра.
И то он делает не так… и это… И дороги все плиткой замостил, и лавочников всех разогнал. Я десятого мая шёл на работу по Пятницкой… смотрел по сторонам и думал: «Всё-таки красивая у нас Москва… ухоженная!»
Так вот, Афины в центре не ухоженные! Разбитые дороги, обветшалые стены домов, мусор под ногами, запах туалета из переулков и бесконечные «граффити»… Последние раздражают больше всего. Даже больше мигрантов и приезжих, которые пытаются устроиться на ночлег прямо на улице. (Они же там не только спят, как вы понимаете, они же там и кушают, и писают, и какают… А где ещё?!) Наверное, есть известные, и даже гениальные, художники граффити. И я даже не буду прибедняться, что не знаю их работы. Знаю! Но то, что в 99,999% встречается на стенах, это, как одна моя знакомая выражается, «все стены иностранными х…ми исписали», и не только стены, кстати!
Наверное, и возможно, это и есть проявление свободы и демократии, но меня это раздражает… и Валико мою тоже, и, полагаю, ещё массу людей: местных и приезжих. И если демократия и свобода - это жить, не ущемляя ничьих прав, то тогда на Западе они сплошь и рядом нарушаются! Рычащие по ночам мотоциклы, граффити на стенах, «хиппующие» мигранты, всё это, не что иное, как нарушение прав обычных обывателей и туристов. Моих, блин, прав! И прав моей жены, блин!
Стоит, однако, справедливо заметить, сие не специфично для Афин. Такое есть и в Риме, и в Мадриде и... Кстати, если отойти от Невского в сторону хотя бы на один квартал вглубь, то даже в районе Казанского собора попадёшь в такую клоаку… Туристические города, наверное… (А Москва - не туристический город? Или в Москве наоборот нужно уехать на окраины?) Ладно, проехали…
Следующая точка моего раздражения: общепит.
Жирное и жареное. Жареное и пряное. И нет никакого спасения убогим сиротам с проблемами ЖКТ… Даже в немилостивом Востоке с его бесконечными специями можно отыскать «уайт райс» или «плэйн райс», и простенькую лапшу с курицей без особых «спайси». Даже в Таиланде! Даже в Непале и Индии можно найти приемлемую пищу. А уж в Риме минестроне и простенькая паста везде есть… А во многих городах мира можно спастись «отравленной» пищей из суши-баров… Про Москву с её «Муму», «Ёлками-палками» и «Граблями» я вообще молчу, что-нибудь уж вы там точно для себя найдёте. Даже в Тюмени! Помнится, в Тюмени, когда я, показав на «сибаса на гриле», попросил: «а можно на пару?», мне, поморщив нос, приготовили и принесли…
А в Афинах жарят! Или, в лучшем случае, грилят. Всё! Кроме греческого салата, конечно, который действительно очень вкусный (при наличии хороших свежих овощей его трудно испортить). Но кроме салата хочется же… ещё чего-нибудь… чего-нибудь горяченького…
Однако! Мы же взяли апартаменты, и ужин готовили сами. А жене мусака понравилась. Я и сам разок поел дораду на гриле, и нашёл её вполне съедобной. А как-то мы спрятались от местной (местной ли?) кухни в итальянском ресторане и наелись (только никому не говорите) пиццы с греческим салатом! (Ха-ха-ха!)
В общем, если вы хотите попробовать средиземноморскую диету прямо в её цитадели, то вас ждёт разочарование. Это не про Афины. И, ещё раз, общепит - он везде общепит. Хотя в Москве, конечно, пока не как везде... Или уже не как везде.
Теперь о приятном, значимом и, в общем, хорошем…
Конечно же, это исторические памятники!
Возможно, десять-двенадцать лет - это тот возраст, когда ты запоминаешь всё влёт. Возможно. Но, когда увиденная и впаянная навечно в память картинка из учебника истории встречается тебе «вживую»… Когда ты, можно сказать, ходишь по этому «учебнику»… Это сильно впечатляет…
Акрополь и Парфенон… Национальный археологический музей… Афинская агора с храмом Гефеста и Стоей Аттала… Стадион Панатинаикос… Гора Ликабет…
Нет. Не надейтесь. Не буду я описывать всю эту красоту. И без меня сотни, а, может быть, уже тысячи раз всё описывали. Да и не искусствовед я. Но, безусловно, хотя бы раз всё это необходимо посетить. Ну, просто, хотя бы потому, что вы считаете себя человеком сколько-нибудь образованным, сколько-нибудь знающим историю человечества. Безусловно… И не надо спорить! И я не буду. Я лишь, как обещал, рассажу об ощущениях, что накатывали на меня при посещении столь сильно исторических мест…
Вот, представьте: великий Парфенон построен в 440-е годы до нашей эры и по-прежнему является одним из величайших архитектурных памятников в мире. Представили? И, представьте, у него угловые колонны установлены таким образом, что если бы они продолжились ввысь, то пересеклись бы на высоте 4990 метров, почти пяти километров! Представили? Я - нет…
То есть в 440 году до н.э. греки без лазерных дальномеров, тахеометров, теодолитов и прочего всего этого хитроумного инструмента контроля, у которых в руках был только один отвес, вот такое вытворяли… Хотя, когда смотришь на их статуи или керамику того времени - а всего этого представлено в национальном археологическом музее в изобилии, - перестаёшь удивляться. Скорее удивляешься, как же люди потом утеряли все эти знания? Хотя после падения Римской Империи было потеряно почти всё, не только знания и технологии. Ну, или почти всё… Зато, свежесть взглядов обрели… Восемь веков во тьме. То, что потом явится в эпоху Возрождения в XV веке, будет всего лишь возрождением былого… Или, как станут говорить, «возрождение классицизма».
К чему я?
«…оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их, и вот все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!»
Прав был Экклезиаст… Ой, как прав…
Ходишь возле развалин того же Парфенона, ходишь… и никак не можешь уместить в голове его 2500 лет существования. А в них: в течение первой тысячи лет (первой тысячи, господа!), он был языческим «капищем» (слово то какое… жёсткое, колючее). Потом, на протяжении следующих 900 - христианским храмом, первые 600 из которых - православным. А с XV века до XVII великое сооружение стало… мечетью, а заодно и пороховым складом. В 1687 году венецианцы при штурме горы Акрополя угодили ядром в тот злосчастный склад… И… И теперь мы видим Парфенон, реализованный взрывом склада. Кстати, турки очень надеялись, что венецианцы, как люди культурные, не будут обстреливать Акрополь… Наивные, им истории с воровством головой Святого Марка не хватило…
И… Вот, где теперь все те храмы? Где эти две с половиной тысячи лет?
Нет… Не для человеков категория вечности, нет. Хотя человеки ВЕЧНО трубят о ВЕЧНОМ! О вечной любви, о вечной памяти, о вечной дружбе братских народов, вот, ещё совсем недавно о вечном Третьем Рейхе некоторые трубили… А тут? 2500 лет, и каков итог? Хотя сегодня под эгидой ЮНЕСКО происходит восстановление (не реставрация!) Парфенона. Интересно… тогда можно будет его считать ТЕМ Парфеноном? Или он уже будет не ТОТ? Вот храм Христа Спасителя в Москве вроде уже не тот… Или тот?
Об этом я размышлял, когда мы с Валико бродили по развалинам. О вечном. О символах. О неизбежной победе энтропии. И как следствие, о бренности бытия. Помните, в фильме «Автостопом по Галактике» был «Самый Главный Вопрос Жизни, Вселенной и Вообще»? Вот об этом… Очень может быть, что греки, живя на всём этом давно, всё поняли и… получив свой ответ «42», забили на обычную жизнь с её работой… суетой… беготнёй… и прочей лабудой.
Есть тёплая благодатная земля, дающая вино, хлеб, оливковое масло и козий сыр. Есть тёплое море с рыбой и морскими гадами. Есть синее бескрайнее небо с тонкими, подобными колосьям пшеницы, перистыми облаками… Что ещё нужно для спокойного, размеренного существования в гармонии с миром и Вселенной? Разве, что богу помолиться? Так и храмов в Афинах достаточно. Причём, я никак не мог определить их возраст. Выстроенные в византийском стиле, огромные, величественные, ухоженные (в отличие от улиц и домов), они выглядят новоделами, хотя таковыми не являются. Многим из них не меньше ста лет. Впрочем, сто лет на той земле не срок.
Но есть и истинно древние храмы, например, церковь Богородицы Капникареи, выстроенная аж (или всего?) тысячу лет назад. Интересно её расположение, торговая улица Гермес словно обтекает её, не задевая коммерческими проблемами и интересами… Хотя выстроена церковь сборщиком «дымового налога» (капникόс фόрос).
Насмотревшись на туристический центр, обалдев от суеты, мы поехали посмотреть, как живут настоящие греки. Те самые, понявшие жизнь, греки из Афин. Население-то мегаполиса немалое, четыре с половиной миллиона, не считая приезжих. Оказалось, хорошо живут! В двадцати минутах езды на метро от центра, в тихих спальных районах с розами и настурциями, с пеларгониями в горшках и высоченными разлапистыми соснами, в трёх-четырёх-пятиэтажных домах с нулевыми этажами под гараж. С кафе и магазинами для себя любимых греков. Без суеты и беготни. По крайней мере, нам так показалось в тот воскресный день, когда мы в поиске работающих супермаркетов приехали на станцию «Нова Иония», и… не нашли их…
Супермаркеты не нашли. Они в Греции вообще редки, а уж в воскресенье, если и есть, то не работают точно. Хорошо ли это, возможно скоро мы узнаем и поймём, так сказать, на своей собственной шкуре. Что-то там такое в Думе и Патриархии замышляют…
Между прочим, самый большой супермаркет сети «Склавонис» мы обнаружили, не где-нибудь, а в афинском порту Пирей, куда мы приехали в последний день в поисках уже не супермаркета, но моря.
Море… Эгейской море. Эгегейской море… Сине-зелёное, тёплое, спокойное, истинно греческое море Тесея, Одиссея, Ясона…
Само название у него и то греческое, в честь афинского царя Эгея. Была в тех местах печальная история о том, что нужно внимательнее выбирать цвет парусов. А то повадились: то им белые, то алые, а то и вовсе чёрные… История печальная, а море весеннее, весёлое, с белыми яхтами, чайками и огромными пароходами-паромами, перевозящими отдыхающих с континента на острова. Для этого и поставлен огромный супермаркет. Прилетел с пустыми руками, закупился на целый месяц всем, вплоть до кастрюль и туалетной бумаги, уехал на острова, отдохнул, и всё там оставил. Ибо везти - себе дороже. А ещё так же можно на яхтах… Которые с белыми парусами и чайками над ними… Или без белых парусов… Пирей - самый большой пассажирский порт Греции и крупнейший контейнерный порт в Восточном Средиземноморье.
В тот день, сидя на берегу и макая свои бледные, незагорелые после зимы, лапки в солёную воду, с любопытством наблюдая, как греческие бабушки, не боясь прохладной (всего +20!) воды, делали заплывы на время и расстояние, мы немного пожалели, что так мало времени уделили морю. Хотя, куда же деваться, надо было всё-таки посмотреть и обязательную программу. Мы её не планировали, но она сама спланировала нас. Такой это город.
Вот, пожалуй, и всё…
Учитывая, какая была погода в это время в Москве, за нас можно только порадоваться.
Поедем ли мы ещё раз туда? Вряд ли… Есть ещё много мест, куда надо съездить. Ездить по два раза - совсем ни на что времени не хватит…
Доволен ли я поездкой? Конечно… И Валико довольна. Хотя определение: «Афины - город контрастов», как нельзя лучше подходит для вечной греческой столицы.
Впрочем, и для Рима…
И Мадрида…
И Санкт-Петербурга.
И любой другой столице мира… «Объявление перепишем…»