Вчера ездили в Сагар. 270 км от Гоа на юг. Штат Карнатака. Туда нас повезла гид Лена, с которой мы познакомились на экскурсии в Старый Гоа. Народ в массе в Сагар не ездиет, я вообще не нашел русских ссылок на этот город и его храмы.
Храмы Шивы 13, 15 и 18 веков.
С вечера договорились с водителем Виджаем. В пять он нас забрал от Отеля, по пути прихватили Лену. Ехали долго. Дорога идет вдоль моря и серьезно серпантинит, поначалу даже стало подташнивать. В 7 остановились и позавтракали (обычный туристический пункт питания, блины, омлет, чай).
.
В 9 приехали к водопаду и повстречали обезьян.
.
.
Обыкновенные хвостатые мартышки, которые побираются возле дороги. Угостили парой бананов.
К 10 приехали в Сагар. Первый храм Иккери нашли не сразу. Немного поплутали. Поиск усложнялся еще тем , что все указатели в штате Карнатаке написаны на официальном языке штата КАННАДЕ, который наш водитель из Гоа не очень понимал. Но язык, как известно до Киева доведет. Нашли и храм. Храм 16 века. Посвящен он Шиве. В храме проходила служба, приезжали семьями индусы. Впечатлил серьезно. Мастерство, искусство исполнения, сама техническая возможность которого явно под вопросом для этого времени (резали базальты) все это не могло не впечатлить. Особенно следует отметить Быка Шивы Нанди в отдельной каменной беседке, и резные каменные фрески фантастических зверей, богов, демонов, людей и эротических сцен. (фотографии ниже)
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Пока смотрели, приехали какие-то высокопоставленные индусы и затеяли с нами фотосессию. Белый человек большая редкость в тех краях.
Через полчаса покинули Иккери, сфотографировав напоследок стадо коров.
.
Второй храм Келлади от первого километрах в шести, в жилой зоне рядом с музеем.
На ступенях нас перехватили учителя с учениками, приехавшие на экскурсию в храм. Минут пять делали большую групповую фотографию. После чего дети с учителями уехали, а мы пошли в храм.
В Храме опять таки (прямо везло нам) была служба, тихо напевал брамин, читала мантры пожилая индуска. Мы постарались не мешать, быстренько сделали несколько фотографий деревянных резных перекрытий и фигурных скульптурных фресок танцовщиц по периметру потолка.
Во вторую постройку нас повела работница (смотрительница, служительница) храма. Она не говорила на английском, но всеми силами пыталась провести экскурсию. И опять поющие камни, эротические сцены, фигурные фрески Ганеши, Шивы, Лакшми, танцоров, зверей реальных и фантастических, скульптуры животных, богов и демонов. Что поразило более всего, так это выцарапанные на полу какие-то расчеты (счет?) нулями и единицами (в двоичной системе счисления?). Смотрительница явно пыталась нам услужить (денег не просила, я сам 100 руппий положил в ящик для денег), открывала все двери и решетки, позволяя сделать фотографии. Стоит заметить, что в других местах иностранцев в храм не пускают, не то чтобы позволяют им сделать фотографии (здесь, пожалуйста, они ниже)
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Храм Келлади как-то связан с реальным человеком - царем…. Как, вопрос надо изучать.
После храма мы перешли в музей, но поскольку все надписи в музее сделаны на каннаде, а сами музейные работники (пара индийцев) по-английски ни бум-бум, в музее мы толком ничего не поняли.
.
Обошли, посмотрели на сабли, другое холодное оружие, на монеты, какие-то записи на бумаге, металле, пальмовых листьях… И покинули музей.
Третьим в списке был храм Надакалси (Келаси). Самый старый из трех. 13 века. То есть на 300 лет старше Иккери, у него и стиль постройки другой. Храм более низкий, приземистый, зато не имеет «окон», открыт всем ветрам, и крыши сделанные из единых каменных массивных плит, кроме стен тяжеленный потолок поддерживают резные колонны, кои и более всего поражают, ибо выточены из единого камня, и явно с применением каких-то колоссальных токарных станков(?) На коллоннах нанесены ажурные рисунки, не повторяющие друг друга ни в одном месте. Только эти рисунки можно ходить рассматривать бесконечно. И поскольку храм посвящен Шиве опять присутствует скульптура быка Шивы Нанди. Нас везде сопровождали работники храма, судя по всему приезжие. Елена говорила, что рядом с храмом проживает брахман, который обычно за незначительную плату готов продемонстрировать некоторые элементы храмовой службы и индуистских обрядов, в частности обряда очищения кармы. Однако в этот раз его не было. Мы могли бы ходить смотреть дольше, но служители стали недвусмысленно намекать нам , на то что пора и честь знать. Мы повздыхали и покинули территорию храмового комплекса (фотографии комплекса ниже).
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Программа была выполнена, оставалось только пообедать. По дороге в закусочную сфотографировали остывающих в реке буйволов. Они отдыхали, погрузившись по ноздри и уши в воду.
Первоначально было задумано перекусить в мусульманской закусочной, но мы нечаянно проехали мимо, и чтобы не возвращаться, поехали искать что-то другое, и в конце концов остановились в индусском кафе, где нас накормили супами национальной кухни, причем я просил не острое, мне принесли, но то, что по их понятиям было не острым, было для меня острым, а грибной супчик «медиум спайси» (заказала Валико) на поверку оказался огненной жидкостью. В кафе кроме нас было много народа, но мы были явно в центре внимания, причем один смелый и дерзкий мальчишка даже подсел к нам, за что был удостоен от нас конфетой «мишки в лесу». (следуем заметить, что кроме людей в кафе были еще самые обыкновенные пруссаки, коих я заметил сразу, но не стал поднимать шум, зная что если Валико увидит это безобидное насекомое, то визгу будет столько… что Сагар долго будет помнить наше посещение.)
После обеда в 3 часа пополудни мы выехали домой. Обратная дорога заняла почти 5,5 часов. В результате в отеле были к 9 часам.
По дороге было желание заехать на тот самый знаменитый пляж, но к тому моменту стало уже темно, и смысла заезжать куда-либо не было. До этого было сделано пару остановок: на первой я сфотографировал буйволов на скошенном рисов поле со стогами сена,
.
.
.
.
а на мосту к водопаду, была попытка сфотографировать реку, текущую меж каменных островов (не получилось). Парадоксальны такие реки, общий вид их с одной стороны прост и незатейлив, а с другой необычайно самобытен и красив, однако красоту эту фотоаппарат передать не может, нужно как-то фотографировать по другому, или с другим освещением.
Прошу пардону за некоторую сухость описания, просто до сих пор пребываю в культурном шоке. Надеюсь, шок пройдет и позволит мне написать что-то более потребное.
А вы представьте, как выглядели эти храмы когда только были построены? Это при любви индийцев к краскам. Сегодня они расписывают их как елочные игрушки.
.
За сим по Индии всё. Завтра самолет домой... Поражен, удивлен, счастлив, что удалось такое мероприятие, как посещение храмов Сагара, восхищен страной, которую для русских открыл Афанасий Никитин, и рад что, бог даст завтра увижу снег. Снег в Москве (или дождь...) :)
А пока... пока закат на Аравийском море...