На фотографии мой прадед Семён Семёнович, моя прабабка Анастасия Никитична, а младенец на коленях - мой дед Василий Семёнович. До них были ещё Семён Матвеевич, Матвей Иванович, Иван Семёнович… В общем, когда мы с родственниками пытались составить родословную обычной средней семьи из маленького городка, то запутались. Поэтому, о том, что достоверно.
У Семёна Семёновича было три сына: Николай, Константин и Василий. Свой большой дом, и всё было, как теперь говорят, всё ok… Вот только повзрослели они в аккурат к 1917 году…
"Петроград, 22 декабря 1922 года.
Дорогой брат Вася!
Недавно получил от мамы письмо. Она очень беспокоится за тебя, так как не получает от тебя писем. Ты ведь знаешь её манеру думать Бог знает что, если от кого-либо из нас не получает долго писем, так написал бы хотя открытку. Ей хотелось бы, что б на Рождество мы собрались вместе…
Живу сносно. Зачислен на стипендию. Получаю 20 миллионов рублей в месяц и паёк. Выдавали по 60 фунтов хлеба, по 7 фунтов трески и по 2 фунта растительного масла. Сейчас получаем только хлеб. По-видимому, остальных продуктов нет. В ноябре нас перевели в новое общежитие. Я поместился в большой комнате вместе с пятью товарищами. Ребята попались хорошие, но заниматься плохо, так как, то один, то другой заводят разговоры. Дров отпускают достаточно. Недавно встретил Бориса Поздеева. Говорил, что приехала сюда Зина Нечаева. Вообще, устюжан здесь, кажется, порядочно, но только я с ними не встречался.
Пиши, как ты живешь. Поедешь ли домой? О службе твоей - разговор отдельный. Коля пишет, что вопрос об отпуске после 20-го декабря.
Ну, пока, всего лучшего.
Костя. Мой адрес: Петроград, Мойка, 122/2. Географический институт.
Константин погиб в том же 22-м. Николай был русским офицером, недолго советским лётчиком, а потом авиаконструктором. Умер на пороге 90-летия. Василий, мой дед, служил до октябрьского переворота в Петрограде, в самокатном батальоне. (Солженицын в "Красном колесе" писал, что это была единственная воинская часть в 17-м, не перешедшая на сторону большевиков). В 1941 году в ленинградском ополчении на Пулковских высотах дед был тяжело ранен, но умер 87-лет, когда я стал уже взрослым.
***
Фотографiя Н.Лежнева въ РыбинсkѢ. Крестовая улица рядом съ югской часовней. 1887.