Королевство Кривых Зеркал.

Jan 14, 2013 19:06

Сказки - это наша жизнь. Мы все убедительно рассказываем сказки, терпеливо их же периодически выслушиваем, а также - самый «няшный» вариант - читаем сказки на ночь (тем, кто еще слишком мал, чтобы сочинять и рассказывать их самому).
Мы носим длинные «принцессины» юбки, украшаем себя диковинными цветами и стразами, и проживаем сегодняшний день под лозунгом «чтоб сказку сделать былью».

Мы пытаемся «втиснуть» сказку в нашу повседневную жизнь, срисовать с нее «хэппи-эндовский» сценарий, чтобы урвать себе принца, коня, меч-кладенец или какой-нибудь другой новомодный девайс. И жить, что называется, happily ever after.
И никто не задумывается, что сказка исподволь «копипастит» у нас печальные последствия этих манипуляций, пугая реальностью куда сильнее, чем самой страшной выдумкой. Кто-нибудь когда-нибудь задавал себе вопрос: «Чему ХОРОШЕМУ учат на сказки?».
Что добро всегда побеждает зло? Бред. Мало того, что добро относительно, оно иногда в сказках принимает такие гротескно-уродливые формы, что я бы с удовольствием встала на сторону зла (тем более, там еще обещают печеньки).
Вот, например, «Спящая Красавица». Кто ее просил лезть не в свое дело и небрежно обращаться с колюще-режущими предметами? Жила-была девочка, сама виновата.
А «Золушка»? Безропотное, бессловесное, необразованное (никто не убедит меня в том, что перебирая ячмень и просо можно получить пару высших образований) создание, которое «выскочило» замуж за первого встречного мужчика, чей моральный облик лично у меня вызывает массу вопросов (он готов был жениться на ком угодно - лишь бы размер соответствовал заявленному в техническом задании требованию). Отличный пример для подражания, что и говорить.
«Белоснежка»? Это вообще аморально. «Горшочек каши»? - манифест человеческой жадности. «Волк и семеро козлят»? - преступная халатность и оставление несовершеннолетних без присмотра (кстати, статья ст. 293 УК РФ). «Кот в сапогах»? - ода лености и халяве, когда самый тупой в результате удачного стечения обстоятельств, попадает «из грязи в князи». Сюда же, кстати, можно отнести «По щучьему веленью», «О рыбаке и рыбке» и прочие истории использования магических артефактов хромыми-косыми-кривыми- убогими в целях достижения личной выгоды.
Но дальше всего в своем абсурде ушли, конечно же, наши, родненькие, русские-народные сказки. Я уже молчу о том, что их непременный герой - алкоголик Иван-дурак, который пролеживает себе на печи, пока все вокруг работают.
Вот, например, «Теремок». Отличная сказка. Живет себе муха - никого не трогает. А потом в несчастный теремок полезли какие-то бездомные асоциальные личности. Ауууууу, демократы и защитники Конституции? Что же ты молчишь, Болотная Площадь? Это же самое натуральное рейдерство.
Но хуже всего крамольное «Направо пойдешь, коня потеряешь, налево пойдешь - себя потеряешь…». Тут все жертвуют собой и радостно скачут «налево». Выбора не было, а скотинку жалко. Какое геройство, думаем мы, какое самопожертвование. А что есть «потерять себя»? Просто тупо умереть на 34-й странице от руки Кощея? Или «потерять себя» это, все таки, что-то большее, нематериально-неуловимое, о чем сказки, почему-то, упорно молчат (или, просто повод сходить налево)?
Продолжать можно бесконечно. Есть, конечно, сказки, которые пропагандируют труд, дружбу. Но, знаете, как-то совсем не убедительно они их пропагандируют. Ненатурально.
Герои уверены - им кто-то обязательно поможет. Прилетит ковер-самолет, материализуется из бутылки джин, конек-горбунок решит все проблемы, Василиса-Премудрая взмахнет рукавом и из него появятся лебеди. И все обязательно будет, как в сказке.
Так и живем. Из рукава Василисы летят только обглоданные кости, ковер пылится в комнате, ибо его не плохо бы и пропылесосить, а джин из бутылки, решающий все проблемы, грозит населению тотальным алкоголизмом.
Конечно, сказки учат нас и чему-то хорошему, и без них никуда. Но только одному они, почему-то, не учат - что хэппи-энд это путь, а не цель.

сказки, старые записи

Previous post Next post
Up