Жилищная политика на Кузнецкстрое: бараки.

Nov 12, 2018 11:33

На самой заре формирования (рубеж 1920-1930-х годов) перспектива развития будущего города Новокузнецка определялась не имеющимся планом, а фактической ситуацией - ростом численности населения, рабочими, прибывающими на заводскую площадку и нуждающимися в жилье.


Нижняя колония, ноябрь 1931 годаВажно понимать, что несмотря на высокие темпы роста численности населения города, руководство строящегося металлургического завода определило для себя в качестве первоочередных задач именно промышленное строительство. Об этом пишет начальник Кузнецкстроя С.М. Франкфурт: «Некоторые товарищи предлагали вовсе не начинать промышленного строительства, а все силы и средства, все внимание концентрировать только на жилищном строительстве […] Мы избрали другой путь: прежде всего строить промышленные цехи и не в ущерб им - жилище» .


Нижняя колония, ноябрь 1931 годаГоворя о ведущей роли Комбината не только в освоении промышленных мощностей, но и в проектировании будущего города, отметим ряд административных перестановок, относящихся к 1931 году. В январе месяце при Управлении Комбината создается Отдел по строительству Соцгорода и временных жилых строений; в марте 1931 года с подписанием приказа начальника заводской площадки начинается прикрепление бараков по цехам будущего завода; в июле того же года принимаются меры по борьбе с самовольным заселением в жилье лиц, не занятых на работе по строительству КМК.


Нижняя колония, ноябрь 1931 годаНа середину 1931 г. из жилых сооружений, находившихся в ведении Коммунального Управления Кузнецкстроя, бараки составляли 54% от общего количества построек (землянки и иные самовольно возведенные временные жилища не учитывались). В целях разгрузки бараков, уже спустя год существования стройплощадки начинают производиться проверки проживающих в бараках, и все неимеющие отношения к строительству, выселяются. Подобные мероприятия предпринимались Управлением Комбината вплоть до второй половины 1930-х гг.


Нижняя колония, ноябрь 1931 года
В целом, специфика жилищно-бытовых условий весьма красноречиво и подробно описана Е.М. Полянской, которая летом 1931 года провела полевое обследование жилищ рабочих Кузнецкстроя.



Бараки Нижней колонии, 1933 год
Обратимся к фрагменту из отчета Полянской, посвященному баракам площадки:
"Нижняя колония <...> является главным средоточением временного жилстроительства, т.е. бараков. Внешний вид ее непригляден: пыльные, неровные улицы без тротуаров; ряды узких, длинных барачных построек; уборные, рассставленные в промежутках между бараками; кучи мусора; общие умывальники, разбросанные тут и там; койки, вытащенные на ночь (в бараках - клопы); разное домашнее барохло - у крылец и стен бараков.


Барак - средоточение домашнего быта рабочего, "барак - это часть всего Кузнецкого завода", а потому присмотримся ближе к внутрибарачной жизни. Прежде всего, о внутреннем устройстве.


Рубленные бараки разделяются обычно на так называемые "секции"; каждая секция состоит из нескольких больших комнат, которые зачастую делятся в свою очередь перегородками на маленькие комнатушки, заселенные отдельными семьями. Некоторые бараки сплошь перегорожены досчатыми перегородками на маленькие клетушки-комнатки, в других - система больших комнат сохраняется, но каждая из живущих в ней семей (3-4) стремится отгородить себе уголок, если не перегородкой, то ширмой, занавеской; некоторые комнаты в тех же бараках заняты общежитиями для одиночек, но случается вместе с ними помещаются и отдельные семьи. В каждом бараке имеется, кроме того, общая комната с плитой, баком для воды, умывальником, но в настоящий момент общие комнаты также заселены жильцами.


Несколько другого типа каркасные бараки: они не имеют деления на секции и комнаты, а представляют собой одну узкую и длинную комнату (или две, если разделены посредине перегородкой), с входами по концам барака. Это тип общежития с кроватями по стенам и общим столом посредине; связующим началом является красный уголок, который устраивается в глубине комнаты; обычны плакаты, лозунги и пр., что лежит на обязанности барачных культтроек.


Каркасный  барак.
В Верхней колонии, где сосредоточены не столько бараки, сколько постоянные постройки, выделяются так называемые "земляные бараки", по своему устройству аналогичные описанным выше каркасным баракам. Особенность их та, что тесовые стены их обложены снаружи дерном; это придает им вид больших землянок.


Земляной барак.
О скученности.  <...> В бараках Нижней колонии она колеблется от 2,5 до 3,3 кв.м. на человека. Фактически положение усугубляется еще тем, что под жилье заняты и собственно нежилые комнаты, т.е. проходные и кухни. Так, например, в одном из посещенных бараков на самом проходе в общей комнате помещаются две семьи из 9 человек, в числе их 5 ребят. Стоят четыре топчана и скамейка - это вся обстановка; одеял нет; покрываются кое-каким тряпьем и домотканными дерюжками (семья недавно из деревни). Спят по двое и по трое на койке, а сейчас, в летнее время, на полу. Через комнату ходят жильцы всей секции; рядом с постелями - общая плита.


Земляные бараки.
Бараки не приспособлены для суровой сибирской зимы, и в зиму 1930-1931 года жильцы жаловались на холод. Одна из причин - скверное состояние полов и стен. Недостачно было и снабжение углем. Поэтому в текущем году уже с июля месяца жилищно-коммунальный Отдел управления строительством приступил к ремонтно-утеплительной работе в бараках, мобилизуя общественность площадки.  <...> Ремонту и утеплению подлежит 225 бараков, из них - 36 рубленных, остальные - каркасные, требующие засыпки.  <...>


Земляной барак.
В бараках электрическое освещение, по одной лампочке на комнату; но т.к. почти все большие комнаты перегорожены, то фактически в отделных маленьких комнатах живут с керосином. Из бараков Нижней колонии не имеют вовсе электроосвещения 55 бараков, на Верхней колонии - 38 бараков.  <...>


Земляной барак.
Большим недостатком во многих бараках является отсутствие форточек. Почему-то вентиляция не была предусмотрена при постройке. При той скученности, какая имеется в бараках, отсутствие вентиляции создает тяжелый, спертый воздух. Так, в одной комнате, где топится плита на всех жильцов секции и живут в то же время 4 человека, очень жалуются на отсутствие форточки: "Иной раз пар подымается, хоть задыхайся!" "Сделали бы форточку сами, но нет петель". Приходилось видеть, как вместо форточки просто выбивали одно из стекол.


Эпидемический барак.
Водопровод в самом доме имеется только в 13 домах Верхней колонии (также и канализация). Все остальные жилища получают воду из раздаточных будок, кипятилок. Зимой воду развозят по баракам, летом носят сами. В общежитиях это лежит на обязанности уборщиц. Для питья стоят баки с водой.  <...>


Для стряпни, стирки и пр. предназначены в бараках общие комнаты или кухни, но, посколько в настоящее время они все заняты под жилплощадь, все эти хозяйственные операции производятся в комнатах, что также не способствует поддержанию санитарного минимума. Умывальники (общие, в несколько кранов), там, где имеются, стоят в проходной комнате, летом - на улице. У некоторых висят по комнатам рукомойники, но нередко обходятся и без них.
<...> Одной из "досадных бытовых мелочей" являются в барачном быту клопы. Клоп - фигура настолько заметная в быту рабочих площадки, что борьбе с клопами местная газета посвещает целые страницы и даже созывается специальное совещание по борьбе с клопами.  <...> В летнее время клопы выгоняют жильцов на улицу, и обычна картина - вытащенные под открытое небо топчаны и койки, иногда завешанные кой-чем от глаз прохожих, а то и так, на виду у всех, бок о бок с учреждениями - почтой, Горсоветом. Это создает своеобразную картину кочевья в самом центре, на главных улицах Кузнецкстроя. Не менее беспокоят барачных жителей крысы, от которых приходится иногда подвешивать на стены и даже повыше, к потолку, не только продукты, но и книги, газеты. <...>


Неоднородность состава живущих в бараках способствует обострению отношений между жильцами. В настоящее время упорядочивается расселение по производственному принципу, то есть прикрепление бараков к определенным цехам".
Фото из архива Новокузнецкого краеведческого музея

1930-е, Кузнецкстрой, КМК, 1920-е, Сталинск, Полянская, архитектура, жилищная политика, СССР, Новокузнецк

Previous post Next post
Up