Семь выходных Сансызбая

Sep 09, 2014 12:36



Конечно, не каждый месяц в жизни Сансызбая проходит именно так, бывают другие, особенно зимой, с меньшей загруженностью, но в весенне-летне-осенний период жизнь Сансызбая вне работы наполнена именно такими событиями.

Казахов Восточного Оренбуржья можно смело называть коренным населением, живут они здесь испокон веков. Менялись годы, десятилетия, столетия, а казахские роды и кланы как обитали в этих краях, так и продолжают до сих пор. И ни вхождение Младшего жуза в состав России, ни крушение Российской империи, ни развал Советского Союза не смогли согнать их с этой земли. Потому что это их родина.

Во времена «развитого социализма» местные казахи вместе с приезжими русскими, украинцами, представителями других национальностей осваивали целину, работали животноводами и механизаторами в колхозах и совхозах, жили в поселках и селах вперемешку с другими, приехавшими на эти земли добровольно или принудительно, как, например, немцы Поволжья. Жили дружно, работали бок о бок и даже праздники научились справлять вместе: казахи с русскими отмечали Пасху, а русские, когда подходило время, с казахами - Айт. А что тут удивительного? Оба праздника светлые, а светлые праздники любят все.

При Горбачёве колхозы и совхозы начали рушиться, а при Ельцине уже со звоном трескались и разваливались. Русские из сельских поселений стали разбегаться по стране, немцы потянулись на историческую родину, а многие казахи стали искать лучшей доли в городах Оренбуржья - устраивались на ещё работающие заводы, фабрики, в правоохранительные органы, короче, куда только можно было. Не всё сразу и легко давалось, но постепенно обзаводились жильём, детей в жизнь выводили…

С одним из таких казахов мы вместе трудимся на металлургическом предприятии. Мы - напарники. Работаем по двенадцатичасовому графику - смена с утра, смена в ночь, потом отсыпной и выходной. В месяц получается семь-восемь выходных. Вот и расскажу я здесь про семь обычных выходных обычного летнего месяца своего товарища Сансызбая.

Выходной первый. С ночи Сансызбай поехал в Новоорск, где помогал свояку Байбулату менять рамы на окнах. Снимали старые деревянные и ставили новые пластиковые. Конечно, вечером было угощение, чай, разговоры. На следующий день Сансызбай делал откосы и штукатурил. Домой вернулся поздно вечером.

Выходной второй. В Орске на Майке у шурина Тулегена вместе с Сансызбаем собрались родственники: Кайрат, Талган, Муратжан, Азамат. Споро развалили старый сарай и за два дня поставили новый: залили фундамент, сложили стены со шпал, сколотили дощатую крышу и покрыли её рубероидом.

Выходной третий. Сансызбай ездил в родные края - в Шильду Адамовского района. Сестра Сансызбая Айгумус и зять Жасай стали бабушкой и дедушкой, а мама Заида - прабабушкой. Виной тому явилась родившаяся сорок дней назад маленькая девочка - новый член большого казахского семейства. По этому поводу собирали всех пожилых казахов посёлка. На почётных местах сидели те, кто тоже уже успел стать прабабушками и прадедушками, рядом - дедушки и бабушки, затем все остальные. Обязательные бешбармак, чай, разговоры про жизнь. Все гости пришли с подарками для маленькой девочки, с подарком приехал и Сансызбай.

Выходной четвёртый. В Новотроицке у своей тёти Шалпан Сансызбай два дня клал кафель на кухне. Кухня получилась на загляденье. Тётя осталась очень довольна.

Выходной пятый. Свояк Серик позвал на помощь. Пришлось Сансызбаю ехать в посёлок Киров Кваркенского района. Повезла его туда «Газель» «Орск-Киров». Серик собрался строить пристройку к дому - летнюю кухню. Вот под неё-то и помогал Сансызбай заливать фундамент.

Выходной шестой. На этот раз предстояла более далёкая поездка. Сансызбай, Тулиген, Серик, Байбулат, Аман, Кайрат и Азамат на двух машинах отправились к племяннику Сансызбая Марату в село Кардаиловка за Оренбург. Семья Марата получила земельный участок после рождения третьего ребёнка, и на нём наёмные рабочие построили им дом. Денег на него ушло много, я ещё надо было забор поставить. Тут на помощь явились родственники с востока области и за два дня соорудили вокруг участка забор из профнастила.

Выходной седьмой Сансызбай провёл в Домбаровке, где живёт с семьёй его младшая сестра Алтынай. Третья дочь сестры Сансызбая в этом году идёт в первый класс, а у казахов принято это событие широко отмечать. Приехало много родни. И живущие в России - из Адамовского района, из Светлого, Ясного, Новотроицка… И проживающие в Казахстане прибыли - из Актобе, Кустаная, Союзного… Устроили Той: бешбармак, немного выпивки, музыка, танцы…

Говорят, услышал шум и музыку переехавший совсем недавно в Домбаровку откуда-то совсем из другой местности молодой учитель, заинтересовался, спросил у проходящих мимо:

- Что за праздник казахи справляют?

- Анель скоро в школу идёт, и мы её провожаем, - ответили казахи.

Учитель удивился:

- Ух, а я и не знал, что казахи так образование уважают!

Брать деньги за помощь среди казахов не принято. Но за свою отзывчивость Сансызбай часто получает гостинцы от родственников - кто-то привезёт мешок картошки, кто-то масло, сметану, яйцо, мясо курицы или утки. Что у самих есть, тем и делятся с Сансызбаем. И, конечно, всегда зовут его разделить с ними и радость, и печаль.

И держатся казахи, не смотря ни на что, вместе. Понимают, что по-другому нельзя. Народ остаётся народом, пока сохраняет традиции.

К чему я всё это рассказываю? Считайте, что ни к чему. Просто оглядываюсь на семь моих выходных последнего месяца (ну, огород, телевизор, интернет) и понимаю, что, в общем, и вспомнить-то мне особо нечего. Вот так.

Статья опубликована на http://oren1.ru/

общество, Оренбуржье, статья

Previous post Next post
Up