КТО И К КОМУ ОБРАЩАЕТСЯ

Jun 01, 2014 14:09



Если я стану напоминать собеседнику о том, кто не раз выручал его из беды и упрекать его в том, что, вместо благодарности, он забыл о своем спасителе и благодетеле, то собеседник может возразить, что это не моё дело, но моя позиция, по райней мере, понятна. Куда хуже выглядит тот, кто напоминает о собственных заслугах и настивает на благодарности, угрожая  в противном случае страшными карами. По моим понятиям, неблагодарность никого не украшает, но тот, кто её требует, пусть даже на законном основании, тем самым обесценивает свои заслуги и теряет на неё права.

Кто и к кому обращается


Такое странное впечатление производит та глава книги Иеремии, которую мы сейчас рассматриваем. Господь велит Иеремии самым решительны образом предъявить израильскому народу его претензии. Вот как об этом сообщает нам сам пророк Иеремия: «И было слово Господне ко мне: иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную».

Очевидно, пророк получил четкие указания говорить не от своего имени, а от имени Господа. И Иеремия четко выполняет эти указания, передавая слова Господа от первого лица: «последовала за мною в пустыню» Совершенно очевидно, что в пустыню израильтяне устремились не за Иеремией, которого отделяет от той поры добрый десяток поколений. Иеремия - прибор, средство для передачи Божьих речей народу.

Правда, в тексте сообщается о некоторой дщери (дочери) Иерусалима, в уши которой Иеремия, по указанию Божию,  должен прокричать эти слова. Но любопытно, что об этой таинственной дщери знает только русский переводчик. Даже перевод на церковнославянский, которому частенько следует русский переводчик, не упоминает никакой дщери.  Господь поручил Иеремии прокричать Его слова в уши Иерусалиму...

Можно понять, откуда у русского переводчика появилась эта злосчастная дочь. Это распространенная аллегория для страны или её населения, а дальше Господь уподобляет народ Израиля влюбленой и полностью доверяющей Ему, жениху, невесте. Ну, а кто же может быть невестой? Разумеется эта роль для дочери, а не для сына. Итак, в качестве аудитории рассматривается весь народ Израиля, который к тому времени ещё мог слушать пророка, потому что десять колен уже были захвачены и угнаны врагами, а в качестве оратора - сам Господь Бог, от имени и по поручению которого выступал Иеремия.

Ох, неразумно и самонадеянно, с моей стороны, давать непрошенные советы высшим силам, да ещё много веков спустя, после того как всё это произошло, но пусть это будет не совет, а искреннее выражение моего мнения и сомнения, потому что, хоть  известно, что пути Господни неисповедимы, но всё- таки этика меняется вместе с моралью и нормами поведения, а логика остается незыблемой.

Поручил бы Господь пророку сообщить израильтянам, что их Бог, который столько сделал для них, возмущен их черной неблагодарностью, и если теперь с ними что-то случится, то пусть они пеняют на себя, что приличные люди так себя не ведут, что они упорствуют в своих заблуждениях и Бог их за это накажет, и я бы мог понять недовольство Всемогущего и даже преувеличения, допущенные Иеремией с воспитательной целью. В конце концов, Иеремия, несмотря на высокое поручение, данное ему Господом, всего лишь человек, и мог увлечься. Но, судя по всему, он говорит не только от имени Бога, но и его словами. А вот в это я поверить не могу.

Если послушать эти слова, то они звучат, по меньшей мере, странно: Всемогущий и Всеведущий Бог обижается на людей, как ребенок. От него зависит всё, происходящее на свете, и он мог бы не возмущаться неблагодарностью сынов Израиля, а создать их благодарными и верными. В конце концов, люди таковы, какими Он их сотворил.

- Воля человека свободна, и он может сам выбирать свою дорогу, - утверждаете вы. - Господь не вмешивается, каждый выбирает для себя, и сам будет нести за это ответственность. Это странное объяснение было придумано несколько веков  спустя и не кажется мне убедительным, но я согласен принять его. Однако, даже не вмешиваясь, не изменяя поступков человека, Господь всё равно должен предвидеть их, знать заранее, какой выбор сделает тот или иной человек и к каким последствиям это приведет. А иначе, в чем заключается Его хваленое всеведение?

А вот это , по-моему, выглядит особенно смешно: «Священники не говорили: "где Господь?", и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают. Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться».

Начнем с наиболее очевидного: не может Господь судиться с людьми: не существует подходящего для этого органа. Во-первых, судья должен обладать знанием закона. Это достижимо. Закон писан для всех, кроме определенной категории людей, а то, что написано, можно прочесть и, следовательно, изучить. Во вторых, судья должен быть мудр, чтобы применять закон  надлежащим образом. Это уже сложнее: «надлежащий образ» каждый понимает по-своему. На этот счет есть ещё одна пословица о законе: Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло. И наконец, в-третьих, судья должен обладать силой и властью, чтобы заставить несогласную с его решением сторону выполнять принятое им решение. А какой суд, может принудить Господа делать, что бы то ни было, если Господь сочтет это неправильным?

Но, кажется, Господь выражает такое странное намерение, тягаться с отложившимися от веры в Него израильтянами, только в русском переводе. В остальных речь идет о споре, о ведении дебатов, но никак не о жалобе в суд. Согласитесь, что Бог, ищущий у суда защиты своих прав, выглядит смешно. Непонятно, почему и у кого священники должны спашивать : «Где Господь?» И как учители закона могут существовать, не зная имени Господа, если предмет их науки, Тора, именно этим самым Господом дана евреям на горе Синае?

И тут выясняется странная особеность: эти неграмотные законоучители существуют тоже только у русского переводчика. В переводах на другие языки  речь идет не об учителях закона, а о его хранителях, то есть об органах порядка. Им бы, конечно, тоже надлежало помнить имя Божье, но тут его незнание не выглядит уже таким вопиющим, так же, как пророки, прорицающие будущее от имени Ваала, и священники, которые молятся тем богам, которых признают. Это просто «другое дерево».

Сделаем паузу до следующей недели.

This entry was originally posted at http://v-kolmanovsky.dreamwidth.org/340371.html. Please comment there using OpenID.
Up