Сегодня весь цивилизованный мир прощается с известным борцом против апартеида и первым чернокожим президентом ЮАР Нельсоном Манделой. Те, кто знали его лично, с удовольствием и скорбью делятся своими воспоминаниями. И это очень важно, потому что Мандела уже стал частью мировой истории. Но я хочу поделиться своими воспоминаниями о нем, но не как человек, лично знавший его, а тот, в чью жизнь его образ вошел еще со школьной скамьи. Иначе говоря, я хочу рассказать об истории его образа в аспекте нашей страны.
Каждый, чьё детство проходило в СССР, был в курсе того, как этот мужественный человек чуть ли не в одиночку боролся с разделением своей страны на страну для белых и на страну для черных. Мы все его поддерживали, правда, не понятно каким образом, поскольку санкции против режима апартеида (буквально, система раздельного проживания) начали приносить эффект только тогда, когда были поддержаны ведущими западными странами. Мандела в путинском смысле был экстремист и террорист, готовившим захват государственной власти, за что и был осужден и отправлен в колонию.
Когда я был уже студентом, Мандела выпустили из тюрьмы и вскоре он стал первым чернокожим президентом ЮАР. Все ожидали, что страна погрузится в хаос и начнется апартеид наоборот, сопровождающийся грабежом белого населения, подобно тому, как это было у северного соседа Зимбабве. Ведь он должен был мстить всем белым за унижения свое и своих братьев по крови. Для нас это было также естественно еще и потому, что в это же время (середина 90-х годов прошлого века) Россия начала свой путь к демократии через штурм парламента и ад чеченской войны. Но к моему удивлению, Мандела проявил ту мудрость, которой не хватило Ельцину и другим представителям российской властвующей элиты: он построил систему свободы и демократии не только для себя и своей семьи, не только для дорвавшегося до власти чернокожего большинства, но и для всех граждан своей страны. Он не хотел вторых и третих сроков, но до конца жизни оставался моральным авторитетом, державшим в узде черных радикалов и экстремистов. Как теперь будет жить без него его страна, покажет время.
Прощаясь с Мандела, я задаю себе вопрос: а почему в России вместо того, чтобы пройти путь от социального равенства советских граждан к политической и социальной демократии, мы пришли к социальному и политическому апартеиду? Как мы пришли к разделению на всевластных и стоящих над законом белых и ничем и некем незащищенных черных? К ситуации, когда через приватизацию (по сути дела, грабеж общенародной собственности доверенными лицами) и через извращение духа нашей Конституции (называя это суверенной демократией) над политически и социально незащищенными российскими гражданами господствуют силовики, олигархи, чиновники и их лакеи? И вспоминая развитие образа Манделы в моем сознании, ответ для меня ясен: новую Россию, в которой будут реализованы идеалы нашей Конституцию, смогут построить только те, кто за них боролся, и кто за них пострадал. Если не можешь бороться сам, то надо помогать тем, кто это делает, а не извергать из глубин своего неверия в себя скепсис и цинизм, говоря, мол, политика грязное дело и все там одинаковы. Ищите новые лица и дайте честным людям шанс сделать за вас вашу работу!