Музей фортификационных сооружений. Балаклава.

Oct 25, 2015 17:15

Холодная война. Вооружение год за годом плодилось и плодилось, а вероятность его применения периодически становилась отличной от нуля. Мысли о ядерной угрозе не давали спокойно спать вероятным друзьям по обе стороны океана. Стратегия ответного удара разрабатывалась непрерывно. Вопрос о том, кто, как и чем нанесёт ответный удар, когда повсюду радиоактивный пепел... Предположив, что все стационарные пусковые установки уничтожены, выбор остаётся только за мобильными - это на то время лишь авиация и флот (автомобильный и железнодорожный варианты появились много позже). Очевидно, силы возмездия необходимо надёжно укрыть до часа "Ч" в тихом и укромном месте. Одним из решений этой задачи как раз и являлся сверхсекретный объект в Балаклаве - огромный комплекс, размещённый в недрах горы Таворос. Комплекс представлял собой завод по ремонту и обслуживанию подводных лодок с морским каналом, ядерный арсенал и мог использоваться как бомбоубежище, где смогли бы найти приют несколько подводных лодок и до трёх тысяч человек личного состава и обслуживающего персонала. Объект рассчитывался для защиты от ядерных взрывов мощностью до ста килотонн и обладал автономностью жизнеобеспечения в тридцать суток. Ныне объект не используется военными по прямому назначению, а на его территории открыт военно-исторический музей фортификационных сооружений. Отчасти это название правильное, однако, тема экспозиции музея выходит далеко за рамки фортификации.

1. При входе посетителей музея встречает плакат.



Музей предлагает пешую сухопутную экскурсию (200 рублей) по коридорам и помещениям объекта и водную (270 рублей) на катере по каналу. Время работы музея - с 10 до 17 часов, понедельник и вторник - санитарные дни.
Хоть экскурсоводы и говорят, что по объёму информации обе экскурсии одинаковы, однако, на мой взгляд, это далеко не так. В пешей экскурсии гораздо больше интересного в помещениях, которые с воды абсолютно не видно, а водная позволяет в бОльшей мере оценить масштабы сооружения.

2. Неподалёку от музея можно встретить ещё одну, более официальную табличку. Однако, кроме домофона с голосом охранника там никого не видать, хотя, возможно, где-то там находится дирекция музея.


3. При входе в музей изображена схема когда-то сверхсекретного военного объекта. Точнее, двух объектов в одном комплексе.
В правой части схемы "Объект 825 ГТС". Аббревиатура в названии означает "гидротехническое сооружение" для специалистов, а для всех остальных - "городская телефонная станция". По назначению - это завод по ремонту и обслуживанию подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а так же хранилище боеприпасов для этих субмарин. Кроме цехов, завод имел сухой док и морской канал рабочей длиной около пятисот метров. Общая длина морского канала составляет около шестисот метров. Кроме того, в состав объекта входит электростанция и топливное хранилище на девять с половиной тысяч тонн топлива.
В левой нижней части схемы "Объект 820 РТБ" - ядерный арсенал, где хранилось и обслуживалось шесть видов ядерных боеголовок.
Разводной мост своей небольшой высотой  перекрывает вход из Балаклавской бухты в морской канал. Для входа лодки  мост приподнимался на понтонах и отводился в сторону. В целях секретности это делалось только в тёмное время суток.


4. Первая серия снимков небольшая - водная экскурсия.
Сразу после посадки на катер видим северный батопорт - справа от туннеля толстенный затвор, закрывающий вход. Его размеры: высота - 14, ширина - 6 и длина - 18 метров, а вес составляет 150 тонн. Сейчас он находится в открытом положении, почти полностью утоплен в боковую нишу.


5. Выход из минно-торпедной части в канал. В случае ядерной войны именно здесь предполагалось загружать в лодку торпеды и ракеты.


6. Чуть дальше боковой ход с погрузочными приспособлениями.


7. Неожиданно показались два манекена, одетых в ОЗК. Насколько они могли помочь, когда вокруг радиоактивный пепел - вопрос спорный. Наверно, совсем чуть-чуть и ненадолго...


8. Вид с канала на придоковую площадку. Хорошо видны брусья, препятствующие жесткому контакту корпуса лодки с бетонными сооружениями.


9. На придоковой площадке стоит диверсионная двухместная сверхмалая подводная лодка "Тритон-1М".


10. Идём по каналу дальше. Вид на юг. Сверху - несколько десятков метров горы.


11. Вид на север.


12. Минут через десять или чуть меньше катер подходит к южной оконечности морского канала и делает разворот. Отсюда просматривается выход из бухты в открытое море.


13. Вид на южный выход из морского канала снаружи, из-под автомобильного моста. Батопорт демонтирован. Вероятно, он был не такой огромный, как на северной оконечности канала.


14. Так выглядит южный выход с противоположной стороны бухты. Во время действия объекта оба выхода быдли замаскированы сетями, точно имитирующими вид окружающей местности. Для пущей уверенности были даже построены макеты жилых домов.


15. Возвращаемся назад чуть быстрее. Впереди виден "свет в конце туннеля" - вход в морской канал. Обратите внимание на уширение канала в самом его начале.


16. В широкой части канала имеется небольшой батопорт, закрывавший вход в сухой док, где выполнялся ремонт корпуса лодки. На ремонт лодки в доке уходило обычно до трёх недель.


17. Выходим из канала обратно, к входу в музей к северному батопорту. Продолжительность водной экскурсии составила около 15 минут.


18. Часть вторая - пешая. На некоторых фото будут те же объекты, что и в водной экскурсии по морскому каналу, но с других ракурсов. На фото "входной портал" (см. план в начале поста).


19. В подземных помещениях прохладно и немного сыро. Потому экскурсоводы одеты тепло в силу специфики работы. Темп пешей экскурсии довольно высокий. Остановиться и запечатлеть залы в деталях довольно проблематично, да и группа большая - около 30 человек. На фото слева вагонетка. Возможно, использовалась для вывоза породы при строительстве, но вряд ли при работе комплекса.


20. На карте красным обозначены подземные объекты и сооружения. Желтым - карстовые полости. Сколько тут всякого можно попрятать!


21. Некоторые коридоры сооружения закрыты для посетителей. Думается, таких здесь немало.


22. Немного о строительстве объекта. В 1956 году было создано специальное строительное управление №528, которое занималось строительством этого сооружения "Объект 825 ГТС". Легко заметить, что в номере объекта и номере строительного управления использованы одни и те же цифры. Случайность? Комплекс строился с 1954 по 1962 год. Сначала строили объект военные строители. Однако, горные породы представляют собой очень твёрдый мраморообразный камень, что вызвало огромные сложности проходки, обусловленные, видимо недостатком опыта подобных работ. Потому для строительства были привлечены гражданские. В забое работали четыре смены по шесть часов - работа велась круглосуточно. Для проходки применяли взрывы направленного действия. Это не сильно беспокоило местных жителей, уже привыкших к подобным работам на соседнем карьере. Для обеспечения секретности вывоз горной породы производился ночью на баржах в открытое море.


23. В музее оборудованы залы с огромным количеством экспонатов. К сожалению, темп экскурсии не позволяет внимательно рассмотреть даже десятую часть. По центру проходит железнодорожная колея. Видимо, вагонетки здесь были основным транспортным средством. Внешние по отношению к белому свету залы закрывается толстенными воротами, предотвращающими проникновение взрывной волны внутрь помещений. Ворота имеют створки приблизительно четверть-цилиндрической формы. Не совсем понятно, как железнодорожный путь расходился с воротами, створки которых немного ниже уровня пола. Возможно, был какой-то съёмный участок пути.


24. Техническое описание и характеристики ворот.


25. Ещё зал. Здесь представлены фотографии Балаклавской бухты и некоторое вооружение - бомбы, мины и торпеды.


26.


27. Малая противокорабельная мина в разрезе


28. Идём дальше...


29. Иногда попадаются вот такие помпезные крышки люков. Думается, если б после рассекречивания и оставления объекта военными, отсюда не растаскивали всё подряд, что можно растащить, то вряд ли мы увидели эти музейно-чугуно-литейные творения.


30. Одно из назначений объекта - ядерное бомбоубежище. По замыслу, оно должно выдерживать взрыв бомбы мощностью до ста килотонн. В цехах завода предусматривались места для трёх тысяч человек, а морском канале должны были уместиться семь средних или девять малых подлодок. Кое-где пишут, что количество субмарин могло доходить до четырнадцати. Сложно сказать, можно ли упихать в канал такое количество. В случае начала ядерной войны, когда повсюду в округе остался только радиоактивный пепел, эти самые выжившие подлодки должны были принять на борт имеющиеся в наличии ракеты с ядерными боеголовками и нанести ими ответный удар.


31. После длинного и пустого коридора выходим на придоковую площадку, непосредственно к каналу. Дверь между коридором и придоковой площадкой. Не самая толстая. Можно сказать, межкомнатная.


32. Уже знакомая сверхмалая субмарина "Тритон-1М"


33. Лодка "Тритон-1М" не герметична. В подводном положении она заполнена водой. Сквозь щель фонаря кабины удалось заснять пульт управления подлодкой.


34. Такие автоматы с газировкой имелись, наверно, на всех заводах Советского Союза.


35. Здесь же, на придоковой площадке, размещена ещё одна схема комплекса с некоторыми его техническими данными.


36. По мостику, построенному уже в музейные времена, пересекаем канал и направляемся в сторону ядерного арсенала. Опять про дверь. Техническое описание, характеристики и карта регламентных работ.


37. Редуктор привода открывания двери. Рукоятка и рычаг с правой стороны, вероятно, для ручного открывания, на случай отказа электрики.


38. Элементы конструкции двери.


39.


40. Далее коридоры выглядят несколько иначе -  прямее и светлее.


41. Ещё зал. Увы, очень мало времени для осмотра... Следующая группа почти наступает на пятки. Очень велик интерес. Может быть, зимой тут нет такой спешки?


42. Машинный телеграф надводного 2-х винтового корабля.


43.


44. Электропроводка в туннеле - симбиоз старого и нового.


45. Красный коридор. В реале, конечно, освещение было самым обычным, а красным его засветили музейные сотрудники. Дело в том, что коридор ведёт к локальной зоне - месту, где работали непосредственно с ядерными боеприпасами. С целью ослабления эха стены и потолок этого коридора обшиты обычным волнистым шифером.


46. Макет ядерного боеприпаса на тележке. Тележка стоит на поворотном круге - рельсы идут вдоль коридора, а поперечные пути ведут в хранилище.  Потолки на значительной площади обшиты волнистым шифером. Полного отсутствия эха добиться не удалось, однако, разборчивость голоса много лучше, чем в других помещениях, имеющих гладкие стены.


47. Эта надпись встретилась в ядерном арсенале, по крайней мере, дважды. Актуально во все времена. А уж во время работы комплекса было актуальнее некуда. О данном объекте не знали даже некоторые сотрудники, которые там работали. Со слов экскурсовода, одна из посетительниц только в музее узнала, где она работала много лет назад.


48. "Помещение №17. Хранилище ядерных боеприпасов для торпед." - сухо вещает табличка рядом с воротами. Всего в ядерном арсенале хранилось шесть видов боеголовок.


49. Кто-то с интересом слушает и задаёт вопросы, А кто-то вообще не понимает, о чём идёт речь.


50. Корпус крылатой ракеты Х-22


51.


52.


53. Внутри кабинет-сейфа для хранения источников ионизирующего излучения. Помещение небольшое. Нишу в стене прикрывает сдвижной экран на колёсиках.


54.


55. В следующем зале представлены некоторые элементы и системы подводных лодок. На фото верхняя часть аккумуляторной батареи. Затрудняюсь сказать что-то о типе и ТТХ, а табличку не зафотал.


56. Входной люк субмарины с шахтой, куда не возбраняется залезть посетителям с целью проверки своей гибкости. ;-)


57. Различные приборы управления. Привлекший внимание молодого человека прибор - что-то вроде аппарата управления курсом торпеды. Могу ошибаться, конечно.


58. Элементы аккумуляторной батареи "в полный рост". Для сравнения справа обыкновенная дверь.


59. Пульт управления станции "Садко" с подлодки проекта 690 "Кефаль". Станция используется для обслуживания систем гидравлики, воздуха высокого давления, погружения и всплытия.


60. Рабочие с электротельфером.
На полу корпус торпеды САЭТ-50.
Слева у стены инструментальный ящик. Под любой инструмент на панели есть своё углубление, окрашенное в красный цвет. Таким образом, беглого взгляда достаточно для того, чтобы убедиться, что весь инструмент "вернулся на базу" и какая-то отвёртка не осталась валяться в недрах обслуживаемых устройств.


61.


62. Макет рабочего пространства подлодки


63. В экспозиции музея представлены элементы экипировки боевых пловцов и дельфинов, состоящих на службе во флоте.


64. Ещё один макет отделяемой головной части баллистической ракеты.


65.


66. Напоминание никогда не бывает лишним. Обстановка такая. Справа вблизи видно две двери, за которыми располагались телефонная станция и радиорубка.


67. Главная вентиляционная установка. Одна из, надо полагать.


68.


69. Небольшой боковой коридор для персонала. Представляет собой шлюз, состоящий из таких вот дверей. Идёт в обход ворот основного коридора с четверть-цилиндрическими воротами.


70. Сложно сказать, что это такое. Похоже на вентиляцию.


71. Из бокового коридора выходим в основной. Остаётся несколько шагов до выхода на улицу. Оглянувшись назад, сквозь открытые ворота взгляд скользит по рельсам, цепляется за платформы с макетами боеголовок, за зелёное и красное. Всего лишь, несколько десятков метров...


72. Выход во двор. Здесь продолжается экспозиция. Впрочем, некоторые вещи просто свалены в кучу.


73.


74. Палубный штурмовик Як-38


75. Судовые газотурбинные двигатели
Справа двигатель ДО-63 - маршевая турбина агрегата М7К, использующегося на кораблях проекта 1135.


76. Штабелем сложены какие-то боеприпасы.


77.


78. У забора лежат контейнеры из-под частей ракет 3М9.


79. Выход на улицу "украшен" ракетами.


Продолжительность пешей экскурсии составила приблизительно 1 час 15 минут. Температура воздуха в помещениях не одинакова, в самой прохладной части - около 15 градусов. Однако, сквозняков нет, а потому холод почти не ощущается.

Вроде бы, это самый крупный из когда-либо рассекреченных военных объектов. Ранее я не вполне понимал, почему же его после более 30 лет эксплуатации в 1994 году перестали использовать по назначению. Однако, всё просто. Время шло, старые подлодки уходили в утиль, а новые оказались более крупными. Имеющаяся в составе украинского подводного флота субмарина попросту не умещалась в канал. Да и сама Украина не удостоилась статуса ядерной державы - ядерный арсенал им без надобности. Ладно, пусть будет музеем, как напоминание.

музеи, Балаклава, техника, вооружение, Крым, экскурсия

Previous post Next post
Up