Уходящая неделя отметилась сразу двумя событиями с участием самолетов Ту-134.
21 мая появилось сообщение о том, что в авиакомпании Алроса самолет Ту-134 выполнил последний регулярный пассажирский рейс и выводится из эксплуатации.
22 мая на территории аэропорта Курумоч прошли крупные учения поисково-спасательных служб, где по легенде самолет Ту-134 совершил вынужденную посадку за пределами аэродрома.
По этому случаю случаю аэропорт Курумоч объявил об официальном споттинге для журналистов и любителей авиации. За неделю до мероприятия зарегистрировался успешно и после необходимых формальностей подтверждение было получено накануне вечером, а утром все, кто не опоздал, собрались возле аэропорта и получили сигнальные жилеты. Учения назначены на 10:05, в это время образовалось "окно", когда полеты не выполнялись. Этот пост про учения, а про самолеты другой будет.
Многие фотографии кликабельны.
2. Здание-пропеллер, где разместился Поволжский авиационный поисково-спасательный центр и координационный центр. Здесь мы уже
побывали в 2014 году. Наблюдать за учениями можно было так же с крыши этого здания, куда многие и направились. Впрочем, большей частью потом вернулись обратно на землю. Сверху оно может и хорошо видно, да больно уж далековато, так думаю.
3. Рядом находится небольшой ангар с различной техникой. Вообще, на вооружении у спасателей есть всё необходимое, включая авиацию, водный транспорт, средства десантирования в труднодоступные места, средства для подводной работы, автономное энергоснабжение и освещение, наземная и спутниковая связь и так далее.
4. По соседству с ангаром уже развернут мобильный пункт управления. Белая панель возле чемоданчика - антенна спутниковой связи. По клику картинка с ноутбука.
6.
По легенде учений, самолет ТУ-134, следовавший рейсом из Москвы в Оренбург, по техническим причинам пытается произвести вынужденную посадку в Самаре, но из-за остановки двигателей не дотянул до взлетно-посадочной полосы и не вполне удачно приземлился за пределами аэродрома в труднодоступной местности. Самолет получил повреждения шасси и завалился на левый борт, произошел разлив топлива, которое не преминуло загореться. На борту находятся 7 членов экипажа и более 58 пассажиров.
7. В Курумоче, давно выработавший на 100% летный ресурс, самолет Ту-134А-3 с бортовым номером RA-65762, успешно работает в качестве учебного пособия или, вернее, тренажера для СПАСОП (службы поискового и аварийно спасательного обеспечения полётов). Оно всяко полезнее, чем оказаться в металлоломе.
8. На скромный вопрос о манекенах в самолете руководители учений дали шесть минут, чтобы подняться на борт и лично убедиться.
9. Конечно, никаких манекенов в самолете не оказалось. Как и привычных кресел в салоне. Роль пассажиров и экипажа взяли на себя свои же сотрудники.
11. Кабина экипажа представляет немого унылое зрелище, но это и понятно - всё пригодное для использования оборудование снято на запчасти для других, летающих машин. А для тренажера, который пожарные регулярно заливают водой и пеной, оно не требуется совершенно.
12. На ближнем плане средства для имитации пожара.
13. Сигнал к приведению в действие получен.
14.
Как развивались или могли бы развиваться события далее.
Руководитель полетов аэродрома доложил о случившемся с самолетом инциденте в координационный центр поиска и спасания.
Региональный руководящий орган систем поисково-спасательного обеспечения полетов - Приволжское межрегиональное территориальное управление гражданской авиации приняло решение о подъеме дежурных сил и средств для оказания помощи экипажу и пассажирам потерпевшего бедствие судна.
Одновременно главный координационный центр в Москве оповестил все службы, что сработала международная спутниковая поисково-спасательная система КОСПАС, и данные радиомаяка подтверждают координаты, которые указал руководитель полетов.
15. Первым показался в небе ульяновскй Ан-26. Первый проход над точкой - разведочный, на небольшой высоте, метов 300. Когда пилоты и отряд спасателей оценили обстановку, самолет выполняет на вираж с набором высоты до 1200 метров для второго прохода и высадки парашютного десанта.
16. Интересно, что они там на крыше обсуждают... Стоит ли оставшимся спускаться вниз или получить уникальные кадры сверху? Действительно, дилемма ;-)
17. Грузовая рампа открыта. Самолет движется медленно, на скорости около 250 км/ч. Прыжок с высоты 1200 метров. Клик - и купола парашютов наполнены воздухом.
19. Начинается мелкий нудный дождик... Пока ещё не заливает оптику.
20. Разумеется, для работы на земле потребуются инструменты, какое-то оборудование, медикаменты и прочее. По карманам и в разгрузку много взять не получится. Поэтому всё необходимое собирается в своеобразную сумку-укладку. Если правильно понимаю, при весе до 30 кг укладка размещается наподобие рюкзака, а при весе до 40 кг подвешивается к парашюту на специальном фале. Клик - приземляется ещё один парашютист.
22. Парашюты отстегнуты - бегом к самолету. Клик - и ещё двое.
24.
26. Процесс эвакуации
27.
28.
29. Группа эвакуированных разместилась на безопасном расстоянии от поврежденного самолета.
30. За "тяжелым" пострадавшим прибыла группа на Ми-8 с Кряжа. Клик - машина зависла метрах в 30 над землей.
32. Десантирование с вертолета выполняется беспарашютным способом. Клик - веревка выбирается из бухты, прикрепленной к ноге десантника.
34. Первый - на земле. Поток воздуха сдувает всё, и капли легкого дождя тоже... летят в объектив. Клик - через несколько секунд веревка уже натянута, чтобы по ней спустился товарищ.
36. Второй - пошел, третий - пошел
38. Конец веревки сброшен с вертолета.
39. Оставив возле самолета отряд спасателей, вертолет удаляется для выбора места для посадки. Клик - а спасатели направляются к месту работы.
41. В зоне видимости обозначился гусеничный транспорт повышенной проходимости, или, попросту говоря, вездеход. Клик - а вслед за ним и КамАЗ с оранжевым кузовом.
43. Больной эвакуируется из салона самолета. Клик - и укладывается на носилки.
45.
46. А далее - в вездеход
47. Далеко за фюзеляжем просматриваются машины скорой помощи и медицины катастроф. Не заметил даже, как они подъехали. Вероятно, это следующий этап доставки больного.
48. Однако, больной доставляется к вертолету.
49. Пока тяжелобольного загружают в вертолет, к месту аварийной посадки подтянулась пожарная команда.
50. Почему так долго? Норматив "не более трех минут" действует в пределах аэродрома. За пределами его выполнить невозможно в силу множества обстоятельств. Поэтому в данном случае действует правило "насколько возможно быстро".
51. Четыре пожарных расчета приступили к работе, охлаждают фюзеляж. Ми-8 с тяжелобольным уже поднялся в небо.
52. Вездеход, выполнив задачу, возвращается на базу.
53. Одна группа пожарных готовится к работе внутри задымленного салона. Для этого необходимо надеть маски дыхательных систем. Другая группа, вооружившись пожарным стволом "Пурга-5", заливает пеной открытые очаги пламени. Кликабельно.
55. Пена из "Пурги"
56. Все пожары потушены, оборудование демонтируется. Кликабельно. Об акробатике при покидании салона через аварийный выход скажу только одно. Окно аварийного выхода вполне нормально для обычного человека налегке. Мне же, с сумкой через плечо и камерой с телевиком через второе, выйти удалось, но это, поверьте, не слишком просто, секунд на десять задержался!
58. Сматывание пожарных рукавов. Кликабельно.
59. Далее несколько фото в образовавшейся паузе.
60.
61.
62.
63.
64. В финале странная на вид процессия из спецтехники и легкового автомобиля - аэродромная техническая служба.
65. Мы же помним, что по легенде самолет накрениялся на левый борт из-за поломки шасси. Этот момент следует исправить перед буксировкой самолета.
66. При помощи автокрана и не слишком хитрого приспособления, подведенного непосредственно под плоскость крыла, стойка шасси разгружена, что и дает возможность приступить к ремонту.
67. В интервью Владимир Варавва, начальник службы поисково-аварийно-спасательного обеспечения международного аэропорта Курумоч сказал:
- Я считаю, что сегодняшним учениям можно поставить оценку "хорошо". Даже "отлично". Все как мы запланировали, как положено по нормативам, все было реализовано. В учениях приняли участие все службы аэропорта Курумоч, авиационный центр космического поиска и спасания, аэронавигация Центральной Волги, которая заводила на наш аэродром спасательные воздушные суда, Центр медицины катастроф, были вызваны средства МЧС, а также поисково-спасательные силы Ульяновска и Самары. Между службами было полное взаимопонимание, связь - на 100%. Все пассажиры спасены, работа аэропорта не была нарушена.
Валерий Шубин, начальник Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации:
- Я полностью удовлетворен сегодняшними учениями. Те ошибки, которые были допущены, мы отдельно доведем до руководителей каждой команды. А вообще подобные мероприятия мы проводим ежегодно. В прошлом году они проходили в Перми, в 2017-м - в Башкирии. Данные учения показывают уровень подготовки специалистов аварийно-спасательных команд по помощи пассажирам, которые находятся на борту потерпевших крушение судов. Сегодня это очень острая тема, и в этой связи опыт, который приобретают наши спасатели и руководители служб, неоценим.
68. Участники учений.
Благодарю пресс-службу аэропорта Курумоч за организацию доступа на мероприятие.