Саткинский Чугуноплавильный завод

Dec 02, 2018 02:04

Ныне он называется ОАО "Саткинский Чугуноплавильный завод" или СЧПЗ. Не гигант металлургии, но с давней и богатой на события историей.

В 1757-м году началась добыча высококачественной железной руды на Бакальских рудниках, там же рядом был основан поселок рудокопов Рудничное. В 1758-м Строгановы закончили строительство Троице-Саткинского чугуноплавильного и железоделательного завода, при котором вырос заводской поселок, а ныне город Сатка. Строительство завода велось мастеровыми и работными людьми из Пермских вотчин А.С. Строганова. В состав завода входили плотина на реке Сатке, доменный корпус, колотушечная, укладная, якорная и пильная фабрики, кричная и молотовая мастерские.

В период строительства создано водохранилище с плотиной, построены домна и 9 молотов (по другим данным две домны и 12 молотов), а также медеплавильная печь. Впрочем, медеплавильное производство вскоре было свернуто. Заводское оборудование приводилось в действие энергией от водяных колес. Разумеется, впоследствии завод неоднократно расширялся, оборудование модернизировалось и об этом есть длинные справки, кои при желании несложно найти, как и объемы производства. Потому далее коротенько по основным вехам.

В 1760-х годах завод купил титулярный советник М.С. Яковлев

В 1769 году завод продан тульскому купцу 1-й гильдии Л.И. Лугинину.

Не обошли завод крестьянские войны под предводительством Емельяна Пугачева. В 1773-м Саткинский завод был захвачен восставшими рабочими и стал одним из опорных пунктов повстанческой армии. При подавлении восстания завод был частично разрушен. В 1776 г. Лугинин получил ссуду 102 тысячи рублей на восстановление завода. Во второй половине 1770-х годов на заводе производились восстановительные работы, но прежнего объема производства достичь долго не удавалось.

В 1797 году завод арендовал московский купец А.А. Кнауф, в 1799 году он перешел в ведение Государственного ассигнационного банка, в 1801 году продан А.А. Кнауфу. Главным управляющим заводов Кнауфа был горный инженер М.И. Клейнер.

В 1811 году завод перешел в ведение казны.

В сентябре 1824 г. завод посетил император Александр I.

В 1862 году предприятие пострадало от наводнения, во время которого разрушена плотина и часть цехов. Большая часть оборудования после наводнения бездействовала.

Список фабрик и заводов Российской Империи 1912 года упоминает о заводе:


В 1917 году началось сооружение новой электростанции (до того имелась лишь небольшая 40-киловаттная). Возможно, именно эта дата обозначена на одной из дымовых труб. Одновременно возводилось здание электрических печей для производства ферросплавов на левом берегу реки Сатки, однако, сами печи построили лишь в 1929-м.

Национализация предприятия произошла в феврале 1918 г.


Летом 1918-го Сатка была занята белогвардейцами. При отступлении летом 1919 года белогвардейцы вывезли часть оборудования электростанции, детали паровых котлов, всех лошадей с конного двора. Центральный склад материальных ценностей сожгли, а доменные печи остановили. После отступления белых в первую очередь восстанавливались вспомогательные цехи и электростанция, а выплавка чугуна вохобновилась только в декабре 1922 года.

В советское время завод являлся единственным изготовителем чугуна ПВК (передельного высококачественного). Однако, в перестроечные годы такой чугун стал как-то никому не нужен и завод был перепрофилирован. Ныне на заводе производится высокоуглеродистый ферромарганец.

Так выглядит Саткинский чугуноплавильный завод ныне, в октябре 2018 года.


К сожалению, за недостатком времени поближе и со всех сторон рассмотреть завод не удалось, опять же, запишем в планы на какое-то будущее.


2. Так выглядел завод в 1910-м году, фотография Сергея Прокудина-Гороского



В 1896 году императором Александром III был подписан Указ об отчуждении земли под строительство железнодорожной ветки Бердяуш - Сатка - Бакал для доставки железной руды с Бакальского казенного рудника на Саткинский казенный и Златоустовский заводы.

3. Общий вид завода и Бакальской железнодорожной ветки.


4. И опять, для сравнения, это же место на фотографии Сергея Прокудина-Гороского из 1910-го. На месте церкви и деревни ныне располагается отвал.



5. Доменные печи на Саткинском заводе, фотография Сергея Прокудина-Гороского, 1910г.



6. Современный железнодорожно-индусриальный пейзаж, включающий пути на территории завода


7. Вид в сторону железной станции Сатка


8. Автомобильная дорога на шахту "Магнезитовая", примерно отсюда и со склона сделаны снимки выше.


9. Вид с берега Саткинского пруда на колоннаду и чугуноплавильный завод.


Источники:
- Использованы фотографии С.М. Прокудина-Горского из библиотеки Конгресса США, после реставрации размещенные на сайте http://prokudin-gorskiy.ru/
- Остальные фото мои собственные
- Сайты shpz.ru satkavershina.ru nenuda.ru resources.chelreglib.ru и другие

UPD: Есть ещё интересный снимок доменного цеха Саткинского казенного завода из фондов Государственного исторического музея Южного Урала, он доступен на сайте russiainphoto.ru.


Челябинская область, промышленность, история, Сатка, Урал

Previous post Next post
Up