Ныне он называется ОАО "Саткинский Чугуноплавильный завод" или СЧПЗ. Не гигант металлургии, но с давней и богатой на события историей.
В 1757-м году началась добыча высококачественной железной руды на Бакальских рудниках, там же рядом был основан поселок рудокопов Рудничное. В 1758-м Строгановы закончили строительство Троице-Саткинского чугуноплавильного и железоделательного завода, при котором вырос заводской поселок, а ныне город Сатка. Строительство завода велось мастеровыми и работными людьми из Пермских вотчин А.С. Строганова. В состав завода входили плотина на реке Сатке, доменный корпус, колотушечная, укладная, якорная и пильная фабрики, кричная и молотовая мастерские.
В период строительства создано водохранилище с плотиной, построены домна и 9 молотов (по другим данным две домны и 12 молотов), а также медеплавильная печь. Впрочем, медеплавильное производство вскоре было свернуто. Заводское оборудование приводилось в действие энергией от водяных колес. Разумеется, впоследствии завод неоднократно расширялся, оборудование модернизировалось и об этом есть длинные справки, кои при желании несложно найти, как и объемы производства. Потому далее коротенько по основным вехам.
В 1760-х годах завод купил титулярный советник М.С. Яковлев
В 1769 году завод продан тульскому купцу 1-й гильдии Л.И. Лугинину.
Не обошли завод крестьянские войны под предводительством Емельяна Пугачева. В 1773-м Саткинский завод был захвачен восставшими рабочими и стал одним из опорных пунктов повстанческой армии. При подавлении восстания завод был частично разрушен. В 1776 г. Лугинин получил ссуду 102 тысячи рублей на восстановление завода. Во второй половине 1770-х годов на заводе производились восстановительные работы, но прежнего объема производства достичь долго не удавалось.
В 1797 году завод арендовал московский купец А.А. Кнауф, в 1799 году он перешел в ведение Государственного ассигнационного банка, в 1801 году продан А.А. Кнауфу. Главным управляющим заводов Кнауфа был горный инженер М.И. Клейнер.
В 1811 году завод перешел в ведение казны.
В сентябре 1824 г. завод посетил император Александр I.
В 1862 году предприятие пострадало от наводнения, во время которого разрушена плотина и часть цехов. Большая часть оборудования после наводнения бездействовала.
Список фабрик и заводов Российской Империи 1912 года упоминает о заводе:
В 1917 году началось сооружение новой электростанции (до того имелась лишь небольшая 40-киловаттная). Возможно, именно эта дата обозначена на одной из дымовых труб. Одновременно возводилось здание электрических печей для производства ферросплавов на левом берегу реки Сатки, однако, сами печи построили лишь в 1929-м.
Национализация предприятия произошла в феврале 1918 г.
Летом 1918-го Сатка была занята белогвардейцами. При отступлении летом 1919 года белогвардейцы вывезли часть оборудования электростанции, детали паровых котлов, всех лошадей с конного двора. Центральный склад материальных ценностей сожгли, а доменные печи остановили. После отступления белых в первую очередь восстанавливались вспомогательные цехи и электростанция, а выплавка чугуна вохобновилась только в декабре 1922 года.
В советское время завод являлся единственным изготовителем чугуна ПВК (передельного высококачественного). Однако, в перестроечные годы такой чугун стал как-то никому не нужен и завод был перепрофилирован. Ныне на заводе производится высокоуглеродистый ферромарганец.
Так выглядит Саткинский чугуноплавильный завод ныне, в октябре 2018 года.
К сожалению, за недостатком времени поближе и со всех сторон рассмотреть завод не удалось, опять же, запишем в планы на какое-то будущее.
2. Так выглядел завод в 1910-м году, фотография Сергея Прокудина-Гороского
В 1896 году императором Александром III был подписан Указ об отчуждении земли под строительство железнодорожной ветки Бердяуш - Сатка - Бакал для доставки железной руды с Бакальского казенного рудника на Саткинский казенный и Златоустовский заводы.
3. Общий вид завода и Бакальской железнодорожной ветки.
4. И опять, для сравнения, это же место на фотографии Сергея Прокудина-Гороского из 1910-го. На месте церкви и деревни ныне располагается отвал.
5. Доменные печи на Саткинском заводе, фотография Сергея Прокудина-Гороского, 1910г.
6. Современный железнодорожно-индусриальный пейзаж, включающий пути на территории завода
7. Вид в сторону железной станции Сатка
8. Автомобильная дорога на шахту "Магнезитовая", примерно отсюда и со склона сделаны снимки выше.
9. Вид с берега Саткинского пруда на колоннаду и чугуноплавильный завод.
Источники:
- Использованы фотографии С.М. Прокудина-Горского из библиотеки Конгресса США, после реставрации размещенные на сайте
http://prokudin-gorskiy.ru/- Остальные фото мои собственные
- Сайты
shpz.ru satkavershina.ru nenuda.ru resources.chelreglib.ru и другие
UPD: Есть ещё интересный снимок доменного цеха Саткинского казенного завода из фондов Государственного исторического музея Южного Урала, он доступен на сайте
russiainphoto.ru.