В конце февраля прошлого, 2016 года надумали мы с Евгением Кругловым заглянуть в штольни Сокские-2, да поснимать там растущие на полу ледяные сосули. Некое подобие сталагмитов, только не известковые, а ледяные. Видимо, отснятое наконец-то отлежалось, неспешно разобралось и собралось в один альбомчик.
По логике, если по названию существуют штольни Сокские-2, то должны быть и Сокские-1. Так и есть. Более того, ранее это была единая система штолен. Начало добычи камня закрытым способом было положено ещё в позапрошлом столетии, и развивалось вплоть до конца 50-х прошлого столетия. В 1960 году щебенку стали добывать открытым способом и карьер разрезал систему штолен надвое. Ныне эта часть карьера не работает. Система штолен Сокские-2 - относительно небольшая, туда можно попасть как раз из этого карьера. Входы в систему Сокские-1 располагаются со стороны автодороги. Но туда как-нибудь в следующий раз. И с проводником, вероятно.
Забегая вперед, в штольнях картинки примерно вот такие получаются. Однако, сама дорога до штолен заслуживает описания.
2. Как попасть в карьер. От кольца, что возле моста через реку Сок (где гаишный пост), идет автомобильная дорога вверх по течению Сока. Немного далее к ней примыкает железнодорожная ветка. Идти можно до моста, за которым будут видны промышленные здания. Проскочить сложно. Да и на автомобильной дороге упретесь в КПП карьероуправления.
3. Возле моста вскарабкиваемся наверх.
4. Далее немного извилистая дорога
5. Провода ЛЭП уходят куда-то наверх. Или, наоборот, сверху спускаются?
6. Ещё немного - и выходим на край карьера. Там вправо по склону идет тропа. По узкой снежной тропе идти тяжеловато. Шаг влево или вправо - и по колено. Впереди резво шагает группа туристов. Они пришли с Красной Глинки лесной дорогой.
7. Вот так, наверно, лучше представление о размерах.
8. Вид с запада на восток. Слева мы пришли, а справа, приблизительно напртив - вход в штольни. Иногда карьер используется для стрельб из боевого оружия. Нам повезло - выходной день.
9. А вот и вход, слегка завандален. Как раз, за снежным сугробом. Если не знаешь - не найдешь.
10. В штольне нас встречают остатки крепей. Ровные потолки уходят во тьму. Журнала для записи посетителей мы не обнаружили. Да и не особо искали.
11. А вот и группа, что шла впереди нас. Возвращаются уже. Резвые товариши. :)
12. Попросил ребят посветить на сосули фонариком. Спасибо тебе, добрый человек!
13. Ну а мы неспешно продвигаемся от входа вглубь.
14. Обнаружился отдельно валяющийся кусок рельса.
15. И вагонетка, коих далее ещё встретится немало.
16.
17. Мда, надо подумать о замене светодиодного фонарика. Уж слишком невнятно-синеватый цвет у моего.
18.
19.
20. Чем дальше от входа - тем меньше сосульки. Вообще, в штольнях довольно тепло после улицы.
21.
22.
23. Выбираемся наружу. Хмурь сменилась солнечным светом
24. На панораме вход в штольню виден в правой части фото. Кликабельно.
25. Нам - сюда
26. Вид на Сок
27. Немного непривычно видеть торчащую откуда-то снизу верхушку опоры ЛЭП
28. Ещё одно заброшенное здание
29. Обратно решаем пройти через заброшенный мост, чтоб не прыгать по козлиным кручам. С этого моста лучше виден комплекс зданий, что был на одном из первых снимков. Замечу, что мост выходит на охраняемую территорию карьероуправления, однако, от охраны люлей мы не получили. Наверно, устали они уже материть таких вот, как мы, туристов. :)