45

Jan 30, 2020 18:58



Выставка открыта, всё хорошо, номер газеты сдали, наконец можно чуть-чуть выдохнуть и предаться рефлексии. И ответить всем на поздравления. Спасибо!!! Я очень тронут :)

Надо сказать, выставки - дело уже немного привычное. (Как когда-то концерты и фестивали...) Первую мы устроили в Троицком Доме учёных в сентябре 2017-го, с тех пор была некая реприза в ДК "Звёздный" в Красной Пахре летом 2018-го (часть фото новых, часть - с первой), в 2019-м несколько фото участвовали в городском фотоконкурсе "42" ко дню Троицка, а осенью часть моих работ была в выставке, которую устроил Михаил Федин и театр "КотёЛ", и они были посвящены театру. Наконец, в сентябре 2019-го я подготовил в Библиотеке №2 выставку, посвящённую самой библиотеке. Она там всем понравилась и провисела почти до конца года. И уже в начале 2019-го я начал спрашивать у Сергея Коневских, когда бы сделать вторую большую фотовыставку. Поначалу думали к 9 мая, но там очень сложная тема и к ней надо долго подбираться, я был не совсем готов. Так всё передвигалось, передвигалось, и я понял, что самый хороший повод - на день рождения. Благо и дата получается круглая...

Но только если первую выставку я отбирал несколько месяцев, то в этот раз времени было в обрез. Точнее, мысленно я откладывал какие-то работы заранее, но всегда же думаешь, как бы чего не упустить и кого бы не забыть, и надо бы просмотреть, хотя бы мельком, то, что было снято за два с лишним года с предыдущего раза. Думал заняться этим на новогодних каникулах, но там были другие срочные дела, в итоге на всё про всё оставалась неделя, а то и меньше. В общем, последние фото я отбирал в ночь с 22 на 23-е, а обрабатывал по новой в лайтруме для большого размера - в ночь с 23-е на 24-е. В итоге, поспав пару часов утром, побежал в редакцию у Паши Серебрянникова их распечатывать и резать ватман для подложек. А как распечатал - с 18 часов и до двух ночи в Доме учёных вместе с Сергеем Коневских вырезал, наклеивал, раскладывал по рамкам и развешивал вчерне. Вот так, в принципе, и прошёл день рождения, и, я думаю, это самый хороший способ что-то отмечать - на бегу. Потом был Татьянин день, праздник, до и после праздника - доклеивал, доразвешивал, добывал недостающие рамки. Часть рамок одолжила родная газета, часть - фонд "Троицкая открытая галерея" Михаила Федина. Спасибо! Минус в том, что уже к "Человеку года" рамки нужны для следующей выставки, и отдать их придётся уже в следующую среду. А у фединских прикол в том, что нет задников и стёкол. И если без стёкол можно легко обойтись, то без твёрдого задника - никак. Что ж, в жертву пошёл пенокартон от прошлой выставки - всё равно больше с этими снимками особо ничего не сделаешь.

За всей этой кутерьмой как-то осталось в стороне информирование и рассылка приглашений - наверное, если бы я настойчиво звал тех-других-третьих, открытие было бы многолюднее. С другой стороны, я и так боялся, что мы не сможем всех угостить и привечать как надо, а так всё вышло хорошо и по-домашнему, без "придворности" и официальности. Жаль, из рокерских моих знакомых никто не приехал, ну да ладно, видимо, это уже часть прошлой жизни, а не этой. И хотелось бы побольше слушателей Сергею Седых и Ко. - думал, эта музыка заинтересует наших гитаристов и их учеников. Но, опять же, можно пенять на отсутствие рекламы. В каком-то смысле это был пробный шар - будет моя рекомендация "конвертироваться" в посещаемость или нет. Выходит, что нет. Ладно. Так или иначе, пусто не было и слушатели порадовались, а само открытие вообще прошло чудесно - давно я не слышал столько добрых искренних слов в свой адрес, а сколько друзей в зале...

Чуть-чуть по поводу формата выставки и критериев отбора. Я сразу отсёк всё, что вне Троицка - хотя за последнее время было несколько неплохих кадров с рок-концертов, хотелось отложить их для чего-то отдельного. И троицкий рок тоже. Путешествия - их много, отбирать сложно и я пока не понял, как хорошо снимать пейзажи - увы. Ещё тема 9 мая и всего, что связано с рефлексией Победы в нашем обществе, тоже слишком глубока, надо её дальше обдумывать и накапливать материал. Театр - уже был в котловской выставке, к тому же фотографии театра - в большей степени заслуга актёра и режиссёра, чем фотографа. В них много заданности, а меня интересует случайность. Я вообще понял давно, что традиционная формулировка photo grapho, т.е. писать светом, не совсем для меня (возможно, помогло бы умение рисовать, но увы). Умение выстроить кадр, сказать, куда кому встать и понять, где источники света - ничего этого я пока не умею. Но есть другое - to capture, поймать ситуацию, и вот это порой получается. Хотя тоже, как правило, случайно. Иные моменты видишь, уже разбирая отснятое, а в процессе репортажа не замечаешь. И вот это явление счастливого случая - самое прекрасное в фотографии. Конечно, в сочетании с самим событием. 3 января прошлого года я пошёл разбирать пожар на базу Лесную. Немного поразбирал - немного пофотографировал... Потом от фотоаппарата неделю был запах гари. И выстроить это, сказать, кому куда повернуться, просто невозможно... Или в "Техноспарке", когда всех повели на экскурсию по почти готовому Центру гибкой электроники. Сам центр - прекрасно. Люди в халатах в жёлтом свете - магически! Но был момент, когда я просто посмотрел вбок и увидел двух парней-рабочих, которые сидели и что-то обсуждали посреди всего этого стерильного простора и великолепия... Вот - тот самый момент!

Я уже говорил Наташе Май для её репортажа, напишу ещё раз здесь... Спусковым крючком для кадра чаще всего бывает эмоция: порыв, жест. Она необязательно в динамике, может быть просто состояние... Но чаще это действие - кто-то улыбнулся, повернулся, сказал... Если оно повторяется, уже думаешь, как всё это выстроить - скажем, когда общается группа людей, как встать, чтобы никто не заслонял друг друга и не мешал фон. Т.е. вторая ступень - композиция. И третья - если удастся угадать, как-то надстроить над этим концепцию, идею в кадре. Иногда её трудно передать словами, или она разная. Например, в кадре с Техноспарком - это простор, свет, спокойствие, философская беседа в техногенном мире.

Почти все кадры сняты на один фотоаппарат - Nikon D7000. Я его купил летом 2017-го, когда пришлось отдать редакционный Canon 600D (я рассказывал эту историю уже, не хочу повторяться), и это было явно к лучшему - во-первых, потому что свой, во-вторых, потому что лучше. С тех пор ещё появилось несколько объективов, и процесс этот бесконечный, а к Новому году наконец-то купил новый фотоаппарат. А этот славно послужил - больше 340,000 кадров на одном затворе, и пока бегает... Чтобы выжать из него максимум, приходится изрядно посидеть над обработкой в Лайтруме, но это окупается. Ещё я поразился, как бежит время, особенно когда события цикличны - не очень понимаешь, где 2018 год, а где 2019-й, кажется, что это был один большой длинный год...

Когда я наконец отобрал все фото, у меня была паника - с одной стороны, столько хорошего осталось за бортом, с другой, почти всё отобранное - не то, совсем не то! Но когда стали развешивать, то чудесным образом всё как-то сложилось, зацепилось друг за друга. Дальняя стена, если смотреть от сцены - портреты, прекрасные девушки и прекрасные бабушки... (- А что это ты делал в час ночи в Доме учёных? - А девиц клеил... на подложки из ватмана.) Стена справа - праздники, концерты, всяческая красота жизни. Стена слева - репортажи посерьёзнее, занятия в школе, объезд города, пожар на Лесной. Ещё ближе - "научный уголок" и пара фото с руками крупным планом, часть задуманной концептуальной подборки, которая ещё не готова. Во втором зале немного кадров из жизни Дома учёных, дальше - спортивная тема, потом снова замечательные люди (например, Велихов на 50-летии ДУ), и, наконец, дальняя стена - "Времена года", кадры Троицка всех четырёх сезонов. Там есть чудесная лодка в Заречье - она уже была на фотоконкурсе, и некий рыбак - я его сфотографировал с другого берега реки, когда был концерт Татьяны Комаровой из серии "Музыка на воде". Хорошо, что я был с другого берега!
Previous post Next post
Up