\\А ваш человеческий социум образовался до или после того,
как был провозглашен человеческим?//
Прочитав этот изящно выраженный вопрос от одного из строгих критиков И.П. Павлова - того самого, который, вот уже две недели, не может (и я даже знаю, почему) подтвердить свои громкие заявления о том, что [Иван Петрович]
\\пустил слух о "речи" и присвоил системе №2// и
\\никакую с.с.№2 Павлов не изучал и границы ее не отпределял.//, я поняла, что до сих пор не задумывалась о том, как давно и почему человека у нас называют... человеком.
И вот что узнала
...
Можно выделить несколько версий происхождения слова «человек». 1. На старославянском слово человек звучит как человече, и состоит из двух слов, чело - лоб, и вече, здесь вече - народное собрание на Руси в X - начале XVI вв, сходка взрослых домохозяев, жителей одного города, которое решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д..
2. c^elove^kъ или сокращенное из него -- *c^ьlove^kъ, откуда происходит латышское ci\lve,~ks человек. Первая часть -- c^еlо- -- сближается с че/лядь, далее -- с древне-индийским ku/lam "стадо, множество, семья, род", греческим tљloj "толпа", ирланским cland, сlаn "потомство, род", литовским ki\ltis, kilti\s "род". Во второй части усматривают родственное литовское vai~kas "мальчик, ребенок", латышское vaiks -- то же, древне-прусское waiх "слуга".
3. Происходит от старословянского (православного) целовече, и состоит из двух слов, цело-целое, вече-сбор, то есть слово человек обозначает собранное в целое, в единое. То есть человек это есть живое существо объединяющее в себе одновременно Тело, Душу, Дух.
4. В этимологическом словаре А. Преображенского можно найти и такое: "чело - соотв. цел. - (целый - здоровый); - век - сила; след., значит обладающий полной силою”, [Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка., том второй., П-Я, М., ГОСИЗДАТ, 1959, с.1284.].
В древнерусской литературе слово «человек» впервые встречается "Моление Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу", возникший в начале XIII века. - представляет собой послание некоего Даниила к князю Переяславля северного Ярославу Всеволодовичу.
В дальнейшем трансформировалось: в русское «человек» и значением существо, имеющее лицо свое обращенным вверх, к небу, как цели бытия и будущему жилищу (Церковный Словарь протоирея Г. Дьяченко, 1900); и украинское ЧОЛОВІК, -а, ч. с несколькими значениями: 1. Особа мужского пола; прот. женщине. 2. Женатый муж. 3. То же, что люди. // Используется при счете и указании определенного количества людей. 4. устар. крестьянин.
Upd.
http://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA#Происходит от праслав. формы *čelověkъ, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. человѣкъ [čelověkъ], ст.-слав. чьловѣкъ (др.-греч. ἄνθρωπος), русск. человек, диал. челэ̀к, дмитровск., чилэ̀к, укр. чоловíк «муж, супруг», белор. чалавéк, болг. члове́к, чове́к, челя́к, чиля́к, сербохорв. чо̀вjек, чо̏вjек, словенск. člóvẹk (род. п. človẹ́ka), чешск. člověk, словацк. človek, польск. człowiek, в.-луж. čłowjek, н.-луж. сłоwjеk, полаб. clúovak. Праслав. *čelověkъ - источник латышск. cìlvę̃ks «человек». Первая часть - čеlо- - сближается с че́лядь, далее - с др.-инд. kúlam «стадо, множество, семья, род», греч. τέλος «толпа», ирл. cland, сlаn «потомство, род», лит. kìltis, kiltìs «род». Во второй части усматривают слово, родственное лит. vaĩkas «мальчик, ребёнок», латышск. vaiks - то же, др.-прусск. waiх «слуга». В пользу -věkъ в знач. «сила», кроме примеров, приводимых на век (см. выше), может также свидетельствовать диал. обезве́кнуть «ослабеть», арханг.
Использованы данные словаря М. Фасмера; см.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0_%D0%9C._%D0%A4%D0%B0%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0 Как не
поблагодарить за такие интересные и важные новости? :)