Неожиданное дополнение
Вчера в публикации доклада А.В. Маркова
«Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, генетики, эволюционной психологии» я нашла описание следующего эксперимента.
«Годовалые дети регулярно совершают одну и ту же ошибку.
Если несколько раз подряд положить игрушку в один из двух контейнеров (например, в правый), а потом на глазах у малыша спрятать игрушку в левый контейнер, ребенок всё равно продолжает искать желанный предмет в правом контейнере. Это объясняли просто неразвитостью интеллекта. Однако эксперименты показали, что дети совершают эту ошибку только в том случае, когда игрушку прячет взрослый человек, поддерживающий с ребенком визуальный контакт. Если же взрослый не смотрит при этом на ребенка, или вообще предметы перемещаются как бы сами (то есть экспериментатор управляет ими из-за ширмы, так что ребенок его не видит), то дети гораздо реже совершают эту ошибку. По-видимому, дети воспринимают действия экспериментатора как сеанс обучения. Человек несколько раз прячет игрушку в правый контейнер, а ребенок при этом думает, что ему тем самым объясняют: смотри, игрушка всегда находится под правым контейнером. И ребенок быстро усваивает этот урок. В дальнейшем, когда игрушку кладут под другой контейнер, ребенок просто не верит своим глазам и продолжает искать там, где взрослые его научили искать. Если же игрушка как бы сама помещается много раз подряд под правый контейнер, ребенок не делает из этого таких далеко идущих выводов (см.:
Детские ошибки помогают понять эволюцию разума).
Сознание малыша настроено на то, чтобы извлекать общую информацию об устройстве мира не столько из наблюдений за этим миром, сколько из общения со взрослыми. Дети постоянно ждут от взрослых, что те поделятся с ними своей мудростью. Когда взрослый передает ребенку какую-то информацию - ребенок пытается найти в ней некий общий смысл, объяснение правил, порядков и законов окружающего мира. Дети склонны обобщать информацию, но не любую, а прежде всего ту, которая получена от взрослого человека при прямом контакте с ним».
____________________________________
Что тут умилило меня в первую очередь, так это объяснения причин поведения ребенка мотивами поведения взрослого человека.
Во-вторых, с ребенком не разговаривали - это заставляло малыша внимательно следить за контактирующим с ним взрослым и подражать ему, запоминая «нужный» порядок. Такое напряжение для ребенка, едва лишь начавшего использовать «сигналы сигналов» во внутренней речи (а узнать, так ли это, с «гарантией» нельзя), достаточно тяжело - хорошо еще, что дети просто допускали «ошибки», а не сорвали нервную систему!
Понятно, что, предоставленные сами себе, малыши просто играли, при этом осуществляя план экспериментаторов и делая «меньше ошибок», но не безошибочно!
Что же показывает такое исследование?
На мой взгляд - непродуманность его задач, крайне одностороннее, субъективное понимание полученных результатов, и сомнительность выводов.
Более того, у меня создалось впечатление, что выводы появились прежде результатов.
Словом - это индикатор мышления. Взрослых...