В рассказах о Нитрийской пустыне можно смело цитировать практически весь Патерик - большинство подвижников и святых, упомянутых там, подвизались в этих местах.
Из книги преподобного Палладия, епископа Еленопольского "
Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов" :
"Посетив многих святых и прожив года три в монастырях около Александрии, где видел до двух тысяч великих весьма ревностных и доблестных мужей, украшенных всякою добродетелию, я оттуда пошел в Нитрийскую гору. Между этою горою и Александриею находится озеро, называемое МариА. Оно простирается миль на семьдесят. Переплыв его, через полтора дня пришел я к горе со стороны полуденной; к сей горе прилежит большая пустыня, простирающаяся даже до Ефиопии, Мазиков и Мавритании. По горе живет до пяти тысяч мужей, которые ведут различный образ жизни - кто как может и хочет, так что можно там жить по одному, и по двое, и многим вместе. У них семь пекарен, в которых готовят хлебы и для себя, и для отшельников, удалившихся в большую пустыню, числом до шестисот. Прожив в сей горе целый год и получив великую пользу от блаженных и преподобных отцов, каковы Арсисий Великий, Путуваст, Агион, Хроний и Серапион, я, возбужденный многими их рассказами о древнейших духовных отцах, пошел в самую глубину пустыни.
В этой горе Нитрийской только одна церковь, весьма обширная. Подле церкви находится странноприимный дом, в котором содержат странника во все время пребывания его в горе, хотя бы оно продолжалось два или три года, пока он не захочет оставить гору. Ему дозволяют жить без дела только одну неделю, а в следующие дни ему дают дело или в саду, или в пекарне, или на поварне. Если же странник - человек знатный, то ему дают читать книги, но беседовать ни с кем не дозволяют до шестого часа дня. В этой горе живут и врачи и аптекари. Употребляют здесь и вино и продают его. Платье себе делают все сами, своими руками, так что в этом отношении они не знают нужды. По наступлении вечера можно стать и слышать в каждой келии хвалебные песни и псалмы, воспеваемые Христу, и молитвы, воссылаемые на Небеса,- иной подумал бы, что он восхищен и перенесся в рай сладости. В церковь собираются только по субботам и по воскресным дням. При этой церкви восемь пресвитеров, но, доколе жив первый пресвитер, прочие не служат, не судят и не говорят поучений, а только совосседают с ним в безмолвии."
Монастырь Римлян, или Эль-Барамус основан прп. Макарием в IV веке.
Свое название (al-Baramus по арабски, от коптского Pa-Rameos,в переводе - «монастырь двух римлян») эта обитель получила благодаря двум римлянам-отшельникам, которые жили в пещере, отказавшись от мирских благ.
Наиболее распространенная версия гласит , что это были Maximus и Domitius- дети (возможно незаконнорожденные) римского императора Валентиана. Они, как говорят, пришли в Вади Эль Натрун во времена святого Макария.Макарий попытался отговорить их от пребывания в скитах, но "два маленьких незнакомца" однако поселились в кельи. Старший из братьев, как говорят, достиг совершенствования прежде, чем умер, и три дня спустя, другой брат так же умер (ему было всего 19 лет)
В монастыре Эль-Барамус подвизались преподобные
Арсений Великий и
Моисей Мурин.
Преподобный Арсений Великий родился в 354 году в Риме, в благочестивой христианской семье, давшей ему хорошее воспитание и образование. Император Феодосий ,правивший восточной половиной Римской Империи, услышал о его образованности и благочестии и поручил Арсению воспитание своих сыновей Аркадия и Гонория. Однако высокий почет, которым он был окружен, тяготил его дух, стремившийся к служению Богу в безмолвии иноческой жизни. В горячих молитвах просил Господа преподобный указать ему путь спасения. Господь внял его прошению и однажды он услышал Голос, говоривший ему: "Арсений, бегай людей и спасешься".
Тогда, сняв с себя роскошные одежды и надев странническую, он тайно ушел из дворца, сел на корабль и отплыл в Александрию, откуда немедленно поспешил в скитскую пустыню. Придя в церковь, он просил пресвитеров принять его в число монахов, называя себя убогим странником, однако внешность указывала в нем не простого, а знатного человека. Братия отвели его к прославленному святой жизнью преподобному авве Иоанну Колову. Тот, желая испытать смирение пришедшего, во время трапезы не посадил Арсения среди иноков, но бросил ему сухарь, сказав: "Если хочешь, ешь". С великим смирением преподобный Арсений пал на колени, подполз к лежавшему сухарю и съел, отойдя в угол. Видя это, старец Иоанн сказал: "Он будет великим подвижником!" С любовью приняв Арсения, он совершил постриг в иночество начинающего подвижника.
С усердием начал преподобный Арсений проходить послушание и вскоре превзошел в подвижничестве многих отцов пустынников.
Некто по имени Моисей, родом ефиоплянин, лицом черный, был рабом у одного сановника. Господин прогнал его от себя за великий разврат и разбой. Говорят, он доходил и до смертоубийства - нахожу нужным упоминать о худых делах его, чтобы показать, какова была после добродетель его покаяния. Некоторые говорят, что он был даже начальником весьма многочисленной шайки разбойников..
И этот страшный атаман, впоследствии времени пораженный каким-то несчастным случаем, удалился в монастырь и показал такое покаяние, что самого сообщника своего, диавола, который от юности подущал его на злое и участвовал во всех делах его, заставил против воли исповедать Христа...
Но, как ни смирял он свое тело, все еще иногда был тревожим похотию, особенно во сне. Тогда он пошел к одному монаху, опытнейшему между святыми, и говорит ему: "Что мне делать, авва? Сновидения омрачают ум мой, потому что душа по прежней привычке услаждается ими". Святой отвечал ему: "Ты еще не отвлек своего ума от сонных мечтаний, потому и подвержен этой нечистой похоти. Сделай же, что я тебе скажу: проведи несколько времени в бодрствовании, молись усердно и скоро освободишься от сих мечтаний". Доблестный Моисей, выслушав это наставление, как от опытного наставника, и возвратившись в келию, дал себе слово не спать всю ночь и не преклонять колен даже для молитвы, дабы избежать власти сна. И прожил он шесть лет в келии, по целым ночам стоя посреди келии, непрестанно молясь Богу и не смежая очей...
После всего этого он положил изнурять себя другим еще способом. Выходя по ночам, сей противоборник сатаны (различно он ратовал против него) обходил келии тех монахов, которые, состарившись в трудах подвижничества, уже не в силах были носить воду для себя, брал их водоносы и наполнял водою, так что они этого и не знали. А воду в тех местах берут далеко: одни - за две версты, другие - за пять, иные - за полверсты. Демон, не могши выносить терпение ратоборца, подстерегал его и в одну из таких ночей, когда Моисей занимался этим делом, лишь только он наклонился в колодезь, чтобы наполнить водонос одного монаха, так ударил его по бедрам палицею, что он упал тут замертво, совершенно не понимая, что такое с ним случилось и кем это сделано...
Скончался же преподобный Моисей Мурин мученически. Однажды, находясь среди братий, он прорек, что в Скит придут, дабы посечь монахов, и велел всем бежать. Братия же вопросили: “Почему же ты, отче, не бежишь отсюда?” Но он сказал им: “Я уже много лет ожидаю того времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа: все, взявшие меч, от меча и погибнут (Мф. 26:52). На это братия сказали ему: “И мы не побежим, но умрем с тобою!” Но он ответил: “Я в этом не нуждаюсь; пусть каждый поступает так, как находит лучшим”.
Тогда братия убежали с места того, и только семь иноков остались при преподобном. Спустя некоторое время старец сказал им: “Варвары уже близко!”
Один из иноков, испугавшись, убежал из келии и скрылся в некоем месте. Варвары, войдя в келию, умертвили святого Моисея и находившихся с ним шесть иноков. Спасшийся же от смерти инок, находясь в потаенном месте, видел небо отверстым и семь пресветлых венцов, нисходивших с неба. После того, как варвары ушли, инок сей возвратился в келию и, найдя Моисея и прочих иноков умерщвленными, начал горько плакать. Потом пришли остальные братия и с плачем похоронили умерщвленных.
У мощей преподобного Моисея происходят удивительные исцеления, особенно наркоманов, алкоголиков и бесноватых.
Все четыре монастыря в Вади Эль Натрун были разрушены шесть раз. Это произошло в 407, 410, 444, 507, 817 и последнее в одиннадцатом столетии , хотя самая серьезная угроза монастырю пришла в виде чумы в четырнадцатом столетии, которая сопровождалась голодом. Каждый раз, когда сообщества подверглись нападению, монашеские здания были повреждены, церкви разграблены, а монахи, или убиты или угнаны в плен.
В самую большую обитель Абу-Макар, основанную прп. Макарием Великим, мы приехали уже поздним вечером.Монастырь живет по строгому распорядку :
в 4 часа утра начинается полунощница, затем совершается утреня и Литургия. С 8 до 12 часов - послушания. В 13 часов - общая трапеза. Во время еды никто не разговаривает, а все слушают чтение Святых Отцов. Рабочие и паломники обедают отдельно от братии. С 14 до 17 часов - перерыв, в 18 часов - вечернее богослужение, которое состоит из Вечерни и длится около 40 минут. После богослужения свободное время до утра. Ужинают монахи самостоятельно, в келиях. Продукты разрешается брать из трапезной.
К нашему приезду монастырь был уже закрыт для посещения, братия ушла на вечернее богослужения. Порядок есть порядок, как ни упрашивай - монастырский устав не должен быть нарушен. Мы очень долго не уезжали от стен монастыря - закупались в церковной лавке, беседовали с людьми - и свершилось практически чудо :за нами пришел монах,о.Салиб, и всё-таки провел нас в монастырь!
Мы шли тихонько, без экскурсии - чтобы не нарушать благоговейную тишину. Все монашествующие молились в этот час церкви и до нас доносилось тихое пение, среди абсолютной тишины пустыни. Ни ветра, ни шума деревьев или машин, голосов людей - абсолютно тихо. Но ощущение святости этого места переполняло душу. В свое время Паисию Великому в этих местах было видение: старца озарило яркое сияние, в котором он увидел ангельское воинство, заполнявшее все пространство. Преподобный смутился, но явившийся в тот момент его Ангел хранитель объяснил ему:
- Находишься ли ты здесь или нет, мы непрестанно охраняем подвизающихся в этой пустыне монахов.
У нас нет литургического общения с Коптской Церковью, мы не могли помолиться здесь с братией на монастырской службе или причаститься, как это обычно бывает в паломничествах, но присутствие наших общих святых преподобных в этих монастырях наполняло душу радостью.
В обители несколько небольших храмов самой простой архитектуры, с низкими потолками, построенных более тысячи лет назад. Это место, где покоятся мощи трех Макариев. Общепочитаемыми для наших Церквей являются двое: преподобный
Макарий Великий и
Макарий Александрийский.Оба Макария по своему характеру и образу жизни были весьма похожи друг на друга и имели одного и того же общего учителя и наставника - преподобного Антония Великого от которого они неоднократно получали наставления для усовершенствования в добродетельной жизни.
"Если желаешь спастись, будь как мертвец, который не гневается, когда его бесчестят, и не превозносится, когда его хвалят.Если для тебя поношение - как похвала, бедность - как богатство, недостаток - как изобилие, ты не умрешь. Ибо не может быть, чтобы правоверующий и подвизающийся в благочестии впал в нечистоту страстей и демонское обольщение".
Мысль о том, что высшее благо и цель человека - единение души с Богом, - основная в творениях преподобного Макария. Рассказывая о способах, как достичь священного единения, преподобный основывался на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном. Путь к Богу и опыт Богообщения святых подвижников открыт каждому верующему сердцу. Потому Святая Церковь и включила в общеупотребительные вечерние и утренние молитвы подвижнические молитвы преподобного Макария Великого - четыре из них мы произносим каждое утро и две каждый вечер...
Здесь же мощи очень любимого мною святого
прп. Иоанна Колова.
"Приложим все старание о нашем сердце и помышлениях. Здесь следует зорко смотреть, чтобы не попустили корней в нашем сердце какая-нибудь похоть, или нечистая склонность, или какое-либо пустое желание, противное воле Божией. Вот от этих-то корней немедленно начинают произрастать пустые и вредные помыслы. Они настолько бывают тягостны, что не оставляют нас в покое даже на молитве, не боятся возникать в душе тогда, когда мы станем пред лицом Божиим и возносим прошения о нашем спасении. Они овладевают пленною мыслию, и мы, стоя телом как будто на молитве, чувством и мыслию блуждаем и носимся по распутиям. Вот кто-нибудь подумал о себе, что он отрешился от мира и служению диаволу - ему недостаточно на словах только выразить, что он будто покинул любостяжательность, корысть и прочую суету мирскую. Нет, необходимо отказаться от порочности в душе и отбросить вредные и пустые наклонности. Об этом говорит апостол: впадают в похоти несмысленны и вреждающия, яже погружают человеки во всегубительство и погибель (1 Тим. 6,9).
Вот что значит отречься от диавола и дел его! Ведь диавол закрадывается к нам в сердце чрез какую-нибудь порочную наклонность или нечистое желание. Порочность - это его область, а добродетели - от Бога. Пороки, гнездясь в нашем сердце, дают в нем место диаволу, их первовиновнику, как бы хозяину, и вводят его во владение (сердцем), как бы своим достоянием. Вот причина, почему в таких сердцах не может быть ни мира, ни спокойствия. Всегда они возмущены, чем-нибудь поглощены - сегодня пустой радостью, завтра - гнетущей бесплодной печалью. В них живет ведь злейший обитатель, которому они дали место внутри себя своими страстями и пороками. Напротив, душа, действительно отрекшаяся от мира, то есть, оторвавшая от себя всякую порочность, не дает уже диаволу никакого доступа внутрь себя. Она укрощает гнев, подавляет ярость, избегает лжи, гнушается ненависти и не только не злословит, но даже не дозволяет и мыслить что-либо дурное в своем ближнем. Радость и горе брата она считает своими. Душа, соблюдающая это и другое, подобное этому, отверзает в себе место для Святого Духа. Если вселится в такую душу и озарит ее Святый Дух, в ней всегда пребывает радость, веселие, любовь, терпение, великодушие, кротость (Гал. 5,22) и все плоды Святого Духа. Это-то и есть то самое, о чем говорил Господь в Евангелии: не может древо добро плоды злы творити, ниже древо зло плоды добры творити. (Мф. 7,18). Древо познается по плодам своим.
Некоторые, по-видимому, и отреклись от мира, но, не заботясь о чистоте сердца, не вырывают из души пороков и не исправляют своего нрава. Вот такие-то и стараются только о том, чтобы увидать кого-нибудь из святых отцов и услыхать от них какие-нибудь изречения, а потом начинают пересказывать другим, хвалясь тем, что вот узнали это от того-то и от того-то... Если случится им приобрести какие-нибудь познания или от других или, поучившись немного, они уже тотчас хотят быть учителями и учат - только не тому, что сами совершали над собой, но тому, что слышали или видели, и при этом презирают других. Домогаются они и пресвитерства, стараются пробраться в клир, не зная того, что меньшему осуждению подвергнется тот, кто сам хотя бы и преуспевал в добродетели, но не решается учить других, нежели тот, кто поучает других добродетельной жизни, между тем как сам погряз в страстях и пороках. "
49 мучеников , убитых на этом месте при нашествии варваров в 5 веке.