"Как представить: здесь стоял Александр Македонский, заложивший город у впадения Нила в Средиземное море? И город стал центром античного и ранне-христианского просвещения. И где тот дворец, в котором нечестивый царь Максимин и ласками и угрозами старался отклонить святую великомученицу Екатерину от Христа? Хотя бы где место жертвоприношений языческим богам? Тогда был праздник, на который император как раз и прибыл. Горели костры, дым и смрад от горящих животных поганил воздух и коптил небеса. Но император не мог потерпеть того, что кто-то, хотя бы один человек не приносил вместе со всеми жертвы его богам. А такой человек, он знал, ему донесли, был. Это была девушка Екатерина. Царского рода, необыкновеннейшей красоты и ума, она открыто говорила о своей любви ко Христу. Император велел созвать лучших учёных с тем, чтобы они убедили Екатерину поклоняться не Христу, а истуканам из дерева, камня, металла. В споре с учёными Екатерина не только победила, но и убедила их верить в Единого Господа. Император приказал всех учёных, числом пятьдесят, сжечь на жертвенном костре. Екатерина благословляла новообращённых христиан и говорила, что они скоро встретятся.
Мало того, сама императрица Августа и царедворец Порфирий с двумястами воинами также уверовали в Господа Екатерины. И всех их, даже и жену, приказал Максимин обезглавить. А Екатерине предложил царский трон. В ответ получил гневный отказ. Как её пытали! На иконах святой изображено пыточное колесо. Это и представить невозможно: великую красоту душевную, телесную пытаются обезобразить, осквернить. Но и колесо разлетелось, разрушенное невидимыми ангелами, и святая сама взошла на помост и положила голову на плаху." Владимир Крупин, Русская народная линия.
В Александрию мы отправились на третий день нашего путешествия. День этот был воскресным, поэтому начали мы его с Божественной Литургии в русском храме святого великомученика Димитрия Солунского -Представительстве Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки.
королевские пальмы около храма - как-будто оплетены белыми лентами.
Церковь построена в 1925 году в жилом квартале, где раньше проживало много греков. После заселения этого района мусульманами, храм остался без прихожан, богослужение в нем совершалось лишь несколько раз в год. При передаче храма Русской Православной Церкви он находился в полуразрушенном состоянии, но был отремонтирован. Торжественное открытие подворья и освящение храма состоялось 10 ноября 2000 года.
Храм окружен школами, откуда доносятся крики детей и звуки зубрежки хором...
А в храме тишина и благолепие, хор поет удивительно...
По окончании Литургии, вручении подраков и чаепития, нас ждала важная миссия.
В каирскую землю был посажен дуб прав. Иоанна Кронштадского, переданный в Египет семьей Ганнибалов." Предыстория дубов Иоанна Кронштадского такова: в начале 90-х, перестроечных, лет при посещении монастыря Иоанна Рыльского на Карповке в Петербурге(семья Ганнибалов дарит цветочную рассаду православным монастырям и храмам) монахиня обратила внимание Ганнибалов на засыхающий дуб с единственной живой веткой: его посадил батюшка Иоанн Кронштадтский.
Сажая его, он предсказал, что когда дуб начнет засыхать, в России наступит смутное время. Ганнибалы немедленно собрали желуди и посадили на своем участке.
С тех пор много дубочков разошлось по свету, от Валаама и Кижей до Керчи и Сочи, есть на Афоне и в Чехии, на Дальнем Востоке и в Вологде, на Бородинском поле и в Крыму.
И вот теперь, в XXI веке, трудами потомков Абрама Ганнибала, выходца из Африки, с помощью нашей экспедиции, очередной дубочек, благословение св.прав. Иоанна Кронштадского, приехал в Каир."
читать полностью Земля африканская малопригодна для наших деревьев, вся выжженна - ямку вырубали топором. Но дубы прижились и обзавелись уже листиками!
Вот дуб сейчас:
Закончив все дела и поблагодарив за теплый прием и гостеприимство, едем в Александрию.
Вдалеке видны пирамиды.
Александрия...Город из учебников истории, житий святых и богословских трактатов...
"Александрия была основана Александром Великим в 331-332 году до Р. Х. после завоевания им Египта и названа в его честь.
Александрия стала форпостом, выполнявшим функции связующего звена между отдельными частями державы Александра. После смерти Александра (тело которого, по одной из легенд, было перевезено в Александрию) город стал столицей эллинистического государства Птолемеев в 305-330 годах до Р. Х. и вскоре превратился в крупнейший религиозный, культурный и экономический центр Средиземноморья. Александрия поддерживала тесные связи с Малой Азией, Палестиной, Аравией, Грецией, островами Эгейского моря, Карфагеном, Сицилией и Римом. Она стала полиэтничным торговым центром и средоточием чудес света."
"В Александрии был организован крупнейший научный центр эллинистического мира - Мусейон (греч. Μουσεῖον - "место пребывания Муз"), где вели исследования в различных областях науки (филологии, астрономии, географии, математики, ботаники, зоологии и медицины) и писали свои труды основатель александрийской школы грамматиков Каллимах и поэт Феокрит; механик и изобретатель Архимед; математики Евклид и Аполлоний из Перги; архитектор Александрийского маяка Сострат из Книда; основатель географии Эратосфен из Кирены; создатель гелиоцентрической системы Аристарх Самосский; философ-стоик Посидоний Апамейский; Эрасистрат из Кеоса, разработавший основы физиологии, и многие другие. При императоре Марке Аврелии (161-180) Мусейон был разрушен, и вплоть до конца IV века научные исследования велись при храме Сараписа (Серапейон, Сарапеум). В Александрии располагалась крупнейшая библиотека античности, созданная по инициативе философа и государственного деятеля Деметрия Фалерского, в которой к I веку до Р. Х. хранилось около 700 тысяч рукописных томов. Филологи, трудившиеся в библиотеке, впервые стали применять критику текстов и оформили «александрийский канон» - список классических книг античности. Во время пожара 47 года до Р. Х. библиотека сгорела и большая часть рукописей погибла; поздее библиотека помещалась в Серапейоне (Сарапеуме) и была окончательно уничтожена с его разрушением в 391 году. В 2002 году в Александрии на предполагаемом месте старой библиотеки была построена современная «Библиотека Александрина», призванная восстановить былое величие и обеспечить свободный доступ к знаниям для всех желающих. В результате строительства библиотеки в Египте была создана новая образовательная система и публичная образовательная организация, независимая от правительства. Данное учреждение выполняет целый ряд культурных функций. Во время революции 2011 года в Египте жители Александрии выстроились в живую цепь вокруг библиотеки, чтобы защитить её от толпы мародёров, которые, поджигая, крушили всё на своём пути."
Библиотека:
Первая наша остановка -старая греческая Патриархия, или монастырь Саввы Освященного. Одна из святынь монастыря - мраморная колонна, на которой была усечена глава Великомученицы Екатерины.
Внутрь нам попасть не удалось, вот фото той самой колонны, сделанное Алексеевой В.Ю. в одну из прошлых поездок:
"И доселе в Александрии показывают благочестивым путешественникам место убиения великомученицы Екатерины, которое всегда пользовалось особым благоговейным почитанием со стороны местных христиан. Некоторые из граждан Александрии, озаренные верою в распятого Господа, сохранили даже до настоящего времени небольшую мраморную колонну, на которой, по преданию усечена честная глава святой великомученицы. Колонна эта и теперь с благоговением хранится в Александрийской православной обители святого Саввы и стоит в левом приделе храма, посвященного имени сего святого." свт. Димитрий Ростовский.
Собор Св. Марка - один из старейших христианских храмов Александрии, Египта и Африки. Собор является резиденцией Александрийского Патриарха, главы коптской православной церкви. По преданиям, Собор Св. Марка стоит на месте церкви, основанной в 60 г. Св. апостолом Марком.
В склепе с правой стороны собора находятся гробницы 55 патриархов, возглавлявших коптскую церковь после Св. Марка до 800 г. На памятной доске перечислены их имена.
После своей мученической кончины святой апостол Марк был погребен в этой церкви.В 828 г. его честные мощи были похищены венецианцами и перевезены в собор апостола Марка в Венеции. Однако глава святого апостола осталась в Александрии, и каждый новый Патриарх Александрийский начинал свое служение с обряда переодевания пелены святой главы.
Александрия - ведущий культурный центр Римской империи, где наиболее интенсивно происходил процесс слияния и смешения различных культурных традиций и мировоззрений, характерный для эпохи эллинизма и поздней античности. Наличие здесь мощной иудейской диаспоры , сильных и разветвленных философских школ и значительного числа ученых, приезжавших работать в Мусейоне, ставили Александрийскую Церковь в особые условия, тем более, что среди новообращенных в христианство было значительное число людей образованных. Поэтому не случайно именно в Александрии появляется «огласительное училище» или «катехизическая школа».
"Возникновение и начальный этап существования школы практически не освещаются письменными источниками, но, по преданию, основана она была апостолом Марком. Об этом свидетельствует блж. Иероним, утверждающий, что в Александрии, «по некоторому древнему обычаю, со времен евангелиста Марка всегда были церковные учители (ecclesiastici doctores)» (Hieron. De vir. illustr. 36). Некоторое время в Александрии преподавал один из ранних греч. апологетов Афинагор (2-я пол. II в.).
Первым из известных нам дидаскалов Александрийской школы был Пантен (кон. II в.), не только яркий наставник, но и талантливый проповедник и миссионер; за ним следуют: Климент Александрийский (ок. 200-202/03), Ориген (203-231), св. Иракл (231-232) и св. Дионисий (232-264/65) (занимавшие позднее Александрийскую кафедру), Феогност (265-280), Пиерий (ок. 280 - нач. IV в.), сщмч. Петр, еп. Александрийский († 311), прп. Макарий Александрийский (IV в.), Дидим Слепец (ок. 345 - 398) и Родон (ок. 398-405). Наивысшего расцвета Александрийская школа достигла при Оригене, который привлек к себе множество учеников.
Программа обучения в школе периода ее расцвета включала, вероятно, 3 этапа: круг общеобразовательных предметов; философию, где изучалась совокупность философских систем; богословие, в к-ром центральное место занимала экзегетика, но, возможно, преподавался также и курс своего рода «систематического богословия». Полный срок обучения продолжался скорее всего 5 лет, причем изучение наук находилось в тесной связи с воспитанием («гносис» не отделялся от «практики»). При Клименте и Оригене школа имела и ярко выраженный миссионерский характер: образованным язычникам стремились показать, что христианство является высшим и единственно истинным любомудрием.
У некоторых деятелей Александрийской школы (напр., у Климента и Оригена) «умозрительный аспект» христианского миросозерцания часто выступал на первый план и само христианство представлялось прежде всего в качестве всеобъемлющего и единственно истинного любомудрия."
источник При выходе из храма нас накрыло тропическим ливнем...
Прямо против города лежал остров Фарос, на северной оконечности которого в III веке до Р. Х. был построен знаменитый маяк из белого мрамора высотой 110 м, одно из семи чудес света; он рухнул в 326 году и в XV веке на его развалинах был построен форт Кайт-бэй.
Остров соединял с городом мол Гептастадий, по сторонам которого были главные гавани: Большой порт на северо-востоке и порт Евноста на юго-западе. С XV века Форт Кайт-бей охраняет вход в Восточную бухту Александрии. После дождя картинки вокруг просто феерические
С бастионов форта открываются отличные виды на море и город. Бродить можно абсолютно везде: по внутренним помещениям, оборонительным стенам и подземельям.
Внутри форта расположены старейшая в Александрии мечеть и Морской музей, во внешней части - небольшой музей морской биологии.
Подкормив местную живность, заглядываем в один из многчисленных рыбных ресторанчиков...Рыбы и морепродуктов тут много , что в Рождественский пост может быть весьма актуально :)