Александрия - родина святой Екатерины

Dec 08, 2014 01:07





"Как представить: здесь стоял Александр Македонский, заложивший город у впадения Нила в Средиземное море? И город стал центром античного и ранне-христианского просвещения. И где тот дворец, в котором нечестивый царь Максимин и ласками и угрозами старался отклонить святую великомученицу Екатерину от Христа? Хотя бы где место жертвоприношений языческим богам? Тогда был праздник, на который император как раз и прибыл. Горели костры, дым и смрад от горящих животных поганил воздух и коптил небеса. Но император не мог потерпеть того, что кто-то, хотя бы один человек не приносил вместе со всеми жертвы его богам. А такой человек, он знал, ему донесли, был. Это была девушка Екатерина. Царского рода, необыкновеннейшей красоты и ума, она открыто говорила о своей любви ко Христу. Император велел созвать лучших учёных с тем, чтобы они убедили Екатерину поклоняться не Христу, а истуканам из дерева, камня, металла. В споре с учёными Екатерина не только победила, но и убедила их верить в Единого Господа. Император приказал всех учёных, числом пятьдесят, сжечь на жертвенном костре. Екатерина благословляла новообращённых христиан и говорила, что они скоро встретятся.


Мало того, сама императрица Августа и царедворец Порфирий с двумястами воинами также уверовали в Господа Екатерины. И всех их, даже и жену, приказал Максимин обезглавить. А Екатерине предложил царский трон. В ответ получил гневный отказ. Как её пытали! На иконах святой изображено пыточное колесо. Это и представить невозможно: великую красоту душевную, телесную пытаются обезобразить, осквернить. Но и колесо разлетелось, разрушенное невидимыми ангелами, и святая сама взошла на помост и положила голову на плаху." Владимир Крупин, Русская народная линия.

В Александрию мы отправились на третий день нашего путешествия. День этот был воскресным, поэтому начали мы его с Божественной Литургии в русском храме святого великомученика Димитрия Солунского -Представительстве Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки.



королевские пальмы около храма - как-будто оплетены белыми лентами.





Церковь построена в 1925 году в жилом квартале, где раньше проживало много греков. После заселения этого района мусульманами, храм остался без прихожан, богослужение в нем совершалось лишь несколько раз в год. При передаче храма Русской Православной Церкви он находился в полуразрушенном состоянии, но был отремонтирован. Торжественное открытие подворья и освящение храма состоялось 10 ноября 2000 года.

Храм окружен школами, откуда доносятся крики детей и звуки зубрежки хором...



А в храме тишина и благолепие, хор поет удивительно...









По окончании Литургии, вручении подраков и чаепития, нас ждала важная миссия.





В каирскую землю был посажен дуб прав. Иоанна Кронштадского, переданный в Египет семьей Ганнибалов." Предыстория дубов Иоанна Кронштадского такова: в начале 90-х, перестроечных, лет при посещении монастыря Иоанна Рыльского на Карповке в Петербурге(семья Ганнибалов дарит цветочную рассаду православным монастырям и храмам) монахиня обратила внимание Ганнибалов на засыхающий дуб с единственной живой веткой: его посадил батюшка Иоанн Кронштадтский.

Сажая его, он предсказал, что когда дуб начнет засыхать, в России наступит смутное время. Ганнибалы немедленно собрали желуди и посадили на своем участке.

С тех пор много дубочков разошлось по свету, от Валаама и Кижей до Керчи и Сочи, есть на Афоне и в Чехии, на Дальнем Востоке и в Вологде, на Бородинском поле и в Крыму.

И вот теперь, в XXI веке, трудами потомков Абрама Ганнибала, выходца из Африки, с помощью нашей экспедиции, очередной дубочек, благословение св.прав. Иоанна Кронштадского, приехал в Каир." читать полностью







Земля африканская малопригодна для наших деревьев, вся выжженна - ямку вырубали топором. Но дубы прижились и обзавелись уже листиками!





Вот дуб сейчас:



Закончив все дела и поблагодарив за теплый прием и гостеприимство, едем в Александрию.





Вдалеке видны пирамиды.



Александрия...Город из учебников истории, житий святых и богословских трактатов...

"Александрия была основана Александром Великим в 331-332 году до Р. Х. после завоевания им Египта и названа в его честь.
Александрия стала форпостом, выполнявшим функции связующего звена между отдельными частями державы Александра. После смерти Александра (тело которого, по одной из легенд, было перевезено в Александрию) город стал столицей эллинистического государства Птолемеев в 305-330 годах до Р. Х. и вскоре превратился в крупнейший религиозный, культурный и экономический центр Средиземноморья. Александрия поддерживала тесные связи с Малой Азией, Палестиной, Аравией, Грецией, островами Эгейского моря, Карфагеном, Сицилией и Римом. Она стала полиэтничным торговым центром и средоточием чудес света."







"В Александрии был организован крупнейший научный центр эллинистического мира - Мусейон (греч. Μουσεῖον - "место пребывания Муз"), где вели исследования в различных областях науки (филологии, астрономии, географии, математики, ботаники, зоологии и медицины) и писали свои труды основатель александрийской школы грамматиков Каллимах и поэт Феокрит; механик и изобретатель Архимед; математики Евклид и Аполлоний из Перги; архитектор Александрийского маяка Сострат из Книда; основатель географии Эратосфен из Кирены; создатель гелиоцентрической системы Аристарх Самосский; философ-стоик Посидоний Апамейский; Эрасистрат из Кеоса, разработавший основы физиологии, и многие другие. При императоре Марке Аврелии (161-180) Мусейон был разрушен, и вплоть до конца IV века научные исследования велись при храме Сараписа (Серапейон, Сарапеум). В Александрии располагалась крупнейшая библиотека античности, созданная по инициативе философа и государственного деятеля Деметрия Фалерского, в которой к I веку до Р. Х. хранилось около 700 тысяч рукописных томов. Филологи, трудившиеся в библиотеке, впервые стали применять критику текстов и оформили «александрийский канон» - список классических книг античности. Во время пожара 47 года до Р. Х. библиотека сгорела и большая часть рукописей погибла; поздее библиотека помещалась в Серапейоне (Сарапеуме) и была окончательно уничтожена с его разрушением в 391 году. В 2002 году в Александрии на предполагаемом месте старой библиотеки была построена современная «Библиотека Александрина», призванная восстановить былое величие и обеспечить свободный доступ к знаниям для всех желающих. В результате строительства библиотеки в Египте была создана новая образовательная система и публичная образовательная организация, независимая от правительства. Данное учреждение выполняет целый ряд культурных функций. Во время революции 2011 года в Египте жители Александрии выстроились в живую цепь вокруг библиотеки, чтобы защитить её от толпы мародёров, которые, поджигая, крушили всё на своём пути."

Библиотека:





Первая наша остановка -старая греческая Патриархия, или монастырь Саввы Освященного. Одна из святынь монастыря - мраморная колонна, на которой была усечена глава Великомученицы Екатерины.









Внутрь нам попасть не удалось, вот фото той самой колонны, сделанное Алексеевой В.Ю. в одну из прошлых поездок:



"И доселе в Александрии показывают благочестивым путешественникам место убиения великомученицы Екатерины, которое всегда пользовалось особым благоговейным почитанием со стороны местных христиан. Некоторые из граждан Александрии, озаренные верою в распятого Господа, сохранили даже до настоящего времени небольшую мраморную колонну, на которой, по преданию усечена честная глава святой великомученицы. Колонна эта и теперь с благоговением хранится в Александрийской православной обители святого Саввы и стоит в левом приделе храма, посвященного имени сего святого." свт. Димитрий Ростовский.



Собор Св. Марка - один из старейших христианских храмов Александрии, Египта и Африки. Собор является резиденцией Александрийского Патриарха, главы коптской православной церкви. По преданиям, Собор Св. Марка стоит на месте церкви, основанной в 60 г. Св. апостолом Марком.



















В склепе с правой стороны собора находятся гробницы 55 патриархов, возглавлявших коптскую цер­ковь после Св. Марка до 800 г. На памятной доске перечислены их имена.



После своей мученической кончины святой апостол Марк был погребен в этой церкви.В 828 г. его честные мощи были похищены венецианцами и перевезены в собор апостола Марка в Венеции. Однако глава святого апостола осталась в Александрии, и каждый новый Патриарх Александрийский начинал свое служение с обряда переодевания пелены святой главы.























Александрия - ведущий культурный центр Римской империи, где наиболее интенсивно происходил процесс слияния и смешения различных культурных традиций и мировоззрений, характерный для эпохи эллинизма и поздней античности. Наличие здесь мощной иудейской диаспоры , сильных и разветвленных философских школ и значительного числа ученых, приезжавших работать в Мусейоне, ставили Александрийскую Церковь в особые условия, тем более, что среди новообращенных в христианство было значительное число людей образованных. Поэтому не случайно именно в Александрии появляется «огласительное училище» или «катехизическая школа».

"Возникновение и начальный этап существования школы практически не освещаются письменными источниками, но, по преданию, основана она была апостолом Марком. Об этом свидетельствует блж. Иероним, утверждающий, что в Александрии, «по некоторому древнему обычаю, со времен евангелиста Марка всегда были церковные учители (ecclesiastici doctores)» (Hieron. De vir. illustr. 36). Некоторое время в Александрии преподавал один из ранних греч. апологетов Афинагор (2-я пол. II в.).

Первым из известных нам дидаскалов Александрийской школы был Пантен (кон. II в.), не только яркий наставник, но и талантливый проповедник и миссионер; за ним следуют: Климент Александрийский (ок. 200-202/03), Ориген (203-231), св. Иракл (231-232) и св. Дионисий (232-264/65) (занимавшие позднее Александрийскую кафедру), Феогност (265-280), Пиерий (ок. 280 - нач. IV в.), сщмч. Петр, еп. Александрийский († 311), прп. Макарий Александрийский (IV в.), Дидим Слепец (ок. 345 - 398) и Родон (ок. 398-405). Наивысшего расцвета Александрийская школа достигла при Оригене, который привлек к себе множество учеников.
Программа обучения в школе периода ее расцвета включала, вероятно, 3 этапа: круг общеобразовательных предметов; философию, где изучалась совокупность философских систем; богословие, в к-ром центральное место занимала экзегетика, но, возможно, преподавался также и курс своего рода «систематического богословия». Полный срок обучения продолжался скорее всего 5 лет, причем изучение наук находилось в тесной связи с воспитанием («гносис» не отделялся от «практики»). При Клименте и Оригене школа имела и ярко выраженный миссионерский характер: образованным язычникам стремились показать, что христианство является высшим и единственно истинным любомудрием.
У некоторых деятелей Александрийской школы (напр., у Климента и Оригена) «умозрительный аспект» христианского миросозерцания часто выступал на первый план и само христианство представлялось прежде всего в качестве всеобъемлющего и единственно истинного любомудрия."источник

При выходе из храма нас накрыло тропическим ливнем...







Прямо против города лежал остров Фарос, на северной оконечности которого в III веке до Р. Х. был построен знаменитый маяк из белого мрамора высотой 110 м, одно из семи чудес света; он рухнул в 326 году и в XV веке на его развалинах был построен форт Кайт-бэй.





Остров соединял с городом мол Гептастадий, по сторонам которого были главные гавани: Большой порт на северо-востоке и порт Евноста на юго-западе. С XV века Форт Кайт-бей охраняет вход в Восточную бухту Александрии. После дождя картинки вокруг просто феерические











С бастионов форта открываются отличные виды на море и город. Бродить можно абсолютно везде: по внутренним помещениям, оборонительным стенам и подземельям.

Внутри форта расположены старейшая в Александрии мечеть и Морской музей, во внешней части - небольшой музей морской биологии.





Подкормив местную живность, заглядываем в один из многчисленных рыбных ресторанчиков...Рыбы и морепродуктов тут много , что в Рождественский пост может быть весьма актуально :)








Египет, паломничество

Previous post Next post
Up