Каир. Город мусорщиков. Храм Мокаттам.

Nov 30, 2014 16:26

Оригинал взят у v_hrame в Каир. Город мусорщиков. Храм Мокаттам.





Расположенный на юго-востоке Каира район Заббалин (Zabbaleen) представляет собой довольно мрачное зрелище - здесь живут Заббалины, сборщики мусора. Но именно здесь, в горах Мокаттам  находится уникальная местная достопримечательность - крупнейший на Ближнем Востоке христианский храм Святого Симеона. Благодаря событиям , произошедшим в этом месте, рождественский пост в коптской церкви стал больше на три дня, и идет уже с 26 ноября.
Два видеоролика - один коротенький просто новостной, и второй более серьезный - о христианской жизни заббалинов и отце Саммане. (13 минут)





"Квартал Маншият-Насир, Медина Зебела или Город мусорщиков,как его называют местные,встретил нас оживленно. Бедные дома в несколько этажей с непременно недостроенным верхним, были завалены мешками и тюками с мусором. Мусор везде. На улицах, в домах, на крышах. В этих сотнях тонн мусора копошатся по преимуществу женщины и дети. Мужчины заняты его доставкой. В этом квартале,созданном,по решению,властей в 1969 году,живут заббалины- сборщики мусора. В основном, это бедные христиане-копты, для которых это занятие стало делом жизни нескольких поколений. Сбор,сортировка и переработка мусора - "семейный бизнес", который по местным меркам сносно кормит.
Мусор сюда свозят со всего двадцатимиллионного Каира. Дома этого странного города устроены очень просто. На первых этажах размещены просторные помещения для сортировки и упаковки мусора. Верхние этажи жилые,крыши используются в качестве складских площадей для переработанного и готового к вывозу вторсырья.Некоторые умудряются даже содержать небольшие цеха по производству мелкого ширпотреба: пуговиц,сувениров, полиэтиленовых пакетов.
Когда мы открыли окна автобуса,чтобы сделать фотоснимки этого странного для нашего взгляда места, в салон ворвался чудовищный смрад. Он состоял из испарений перегнивающих пищевых отходов, текущей по улицам канализации и дыма сжигаемых неподдающихся утилизации отходов. Такого количества мух я не видел никогда в жизни!
При всем этом на улицах кипела бурная повседневная жизнь - торговцы продавали фрукты,кальянные зазывали посетителей, по узким улицам и закоулкам ездили автомобили, груженные тюками мусора или переработанною вторсырья." из статьи проф.Остапенко из буклета "Египет.Обетование"

Зрелище улиц , конечно, угнетает. Хотя везде двери и окна украшены крестами, иконами - очень непривычно видеть святыню среди такой обстановки...С одной стороны удивляешься смирению и вере этих людей, с другой-  думаешь, не дай Бог такое положение было бы у нас -христиан в России...страшно представить...











Проехав через квартал , мы достигаем величественного пещерного комплекса. Стены пещерных храмов и просто отроги Мукаттама украшают огромные барельефы-скульптуры на библейские сюжеты. Их автор - польский священник Мариуш, живущий в Каире.











Знак рыбы - древний символ Христа . Через него идут в церковь, что тоже символично...



В пещерах Макаттам постороенно несколько храмов и Монастырь Св. Симеона Танерского (Симеона кожевенника или башмачника).



"Он жил здесь в X веке и прославился тем, что сдвинул с места гору Мокаттам пред лицом халифа Ал-Муизза.
Однажды враги христиан обратили внимание халифа на то место из Евангелии, где Иисус говорит своим ученикам: "если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда, и она перейдет: и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. 17, 20). Халиф дал коптам три дня на совершение этого чуда. В противном случае христианство должно быть объявлено ложным учением, и коптам пришлось бы либо погибнуть, либо покинуть Египет, либо принять ислам. Коптский патриарх три дня молился, что бы Господь помог его народу.
И было возвещено Патриарху, что в квартале мусорщиков на окраине Каира есть человек великой веры - Симеон Кожевник, одноглазый. Был он сапожником, ремонтировал обувь жителей, и вот,когда одна из женщин поставила ногy в сандалии на скамеечку сапожника, приподнялся край ее одежды и приоткрыл щиколотку. Тогда по слову Евангелия :"Если глаз твой соблазняет тебя,лучше тебе с одним глазом войти в жизнь,нежели с двумя глазами быть ввержену в геену огненую" (Мф. 18, 9), Симеон выколол себе шилом правый глаз. Женщина, устыженная, бежала в страхе. Этого Симеона и избрал Господь для совершения чуда.



Христиане собрались у подножия Мокаттама,впереди стоял одноглазый сапожник с иконой Божией Матери, за его спиной - Патриарх, а за ними - все верующие. После горячей молитвы, вознесенной ими Господу , раздался страшный грохот - часть горы сдвинулась. Копты были спасены.Главный храм монастыря, освященный в честь Богородицы, вырублен как раз в той скале в виде амфитеатра под открытым небом и вмещает 20 тысяч верующих коптов. Это самый большой христианский храм Ближнею Востока. " Профессор А.А. Остапенко "Египет.Обетование"
В память об этом сыбытии и были добавлены три дня к Рождественскому посту у коптов. Место сдвига скалы:









Над Каиром стоит смог:



Идет литургия, народу , несмотря на будний день, очень много. Женщины сидят отдельно, мужчины отдельно. Мы в это время рассматриваем на стенах сцены из Евангельской жизни.

















Причастие. Причащают Телом и Кровью раздельно.



Из личных впечатлений игумена Кирилла (Сахарова) : "На следующий день, в воскресенье, мы были на ранней литургии или, как здесь ее называют, мессе. Литургия может длиться до трех часов. Литургия у коптов более стационарна - нет малого и великого входов, Херувимской песни. Служили два священника в белых одеждах. Ничего поверх этого облачения, чем-то напоминающего нашу епитрахиль, не было (это все равно, что нам служить в одних подризниках). Служение литургии, как и вечерни накануне, сопровождалось каждением с обильным выделением фимиама, его благоухание чувствовалось уже при входе на территорию храма, у церковной ограды. Запомнилось, как священник кадил сбоку чтеца, читающего Апостол. Оба священника немолодые, поджарые, с гибким станом, с грациозными движениями и жестикуляцией. Во время небольшой проповеди после Евангелия чувствовался контакт священника с людьми. После проповеди служба продолжилась. Раздался возглас "Возлюбим друг друга...". Рядом стоящие с улыбкой стали пожимать друг другу руки, затем поднося их к своим устам. Мой сосед нерешительно взглянул на меня, а я изобразил сосредоточенное всматривание в эпицентр происходящего.
Затем последовали какие-то не совсем понятные мне манипуляции с многочисленными платами на престоле. Двумя из них были покрыты кисти воздетых рук священника. Иподиаконы, один из которых был препоясан красным орарем, с обеих сторон плотно обступили престол. В главный момент службы они зажгли в руках небольшие тонкие свечи. Священник поднял большой круглый хлеб, напоминающий каравай и трижды его благословил. Также трижды была благословлена чаша с вином, находящаяся внутри стеклянного сверкающего ларца на престоле. Параллельно всем этим действиям была заметна напряженная молитва находящихся в храме. Некоторые молящиеся, прикрыв глаза, воздевали руки, слегка били себя в грудь. Служба дошла до своей кульминации, напряжение которой было разряжено красивым, переливчатым, мелодичным полупением - полуречитативом.
Затем все негромко прочитали молитву Господню и стали разбирать белые платы для причащения. На каждом плате был молитвенный текст. Иподиаконы (так назовем их) причащались в алтаре - сначала Телом у одного священника, потом Кровью у другого. Тело каждому причастнику священник давал в уста, после чего каждый прикладывал к устам белый плат. После причастия в алтаре один священник вынес в небольшом металлическом тазике большой круглый хлеб, а другой прошел с чашей в середину храма. Выходя из алтаря, некоторое расстояние пятятся из него спиною вперед.
К священникам сначала для причащения Телом, а затем Кровью потянулся длинный поток мужчин, идущих босыми. Отламывая по кусочку от хлеба, священник каждого таким образом причащал. Дважды предлагали подойти мне, находившемуся в первом ряду. С улыбкой, жестом я реагировал на эти приглашения: ничего, мол, сами, любезные, причащайтесь. Перед первым священником, причащающим Телом, стоял иподиакон с небольшим крестом в одной руке и со свечой во второй. После причащения мужчин началось причащение женщин и детей. Было неожиданным то, что женщины находились в храме с правой стороны. Во время причащения иподиаконы по-одному, сменяя друг друга, по-видимому, пели "Тело Христово приимите...". Сразу после причащения стали раздавать антидор. Было такое впечатление, что причащались все находившиеся в храме. Видимо, так оно и было. Сразу после причащения мирян священники потребили оставшиеся Дары и омыли руки. Воду после омытия рук они руками весело разбрызгали на иподиаконов (вспомнил, как тоже самое делал греческий митрополит из Александрийского Патриархата в Даниловом монастыре). Окропив иподиаконов, оба священника, держа стеклянные кувшины в руке, другой рукой, безо всяких кропил, пригоршней, окропляли народ. Остатки воды в графинах допили иподиаконы. Заключительное благословение ("С миром изыдем"?). Служба закончилась. Один из священников начал давать крест. Завеса закрылась. Подходили ко кресту сначала мужчины, потом женщины. Подходя, каждый, прикасаясь к руке священника, лобызал крест и его руку. Со многими священник кратко любезно общался, некоторым, по их просьбе, клал крест на голову и читал краткую молитву. При выходе из храма раздавались еще небольшие круглые лепешки (просфоры?).
На главной агничной просфоре они делают не один накол копием, а пять - в честь пяти ран Христовых. Хлеб для литургии, как и мы, используют квасной, а вино делают из изюма. Причина этого - запреты мусульманских правителей. Заметил, что на престолах их алтарей отсутствуют дарохранительницы, т.к. копты не заготавливают Запасные Дары. В случае необходимости причастить больного их священники совершают литургию.
В Коптской Церкви чаще всего совершается литургия Василия Великого. Четко фиксируешь на литургии пение Трисвятого. "Святый Боже" копты поют со следующими припевами: "Родивыйся от Девы", "Воскресый из мертвых", "Восшедый на небеса". После ектеньи об оглашенных следует молитва примирения (исповедь?). "Аминь" после произнесения формулы освящения Даров произносят все верующие. Из музыкальных инструментов на богослужениях используются кимвалы, колокольчики и флейты. Я слышал только ритмические однообразные удары в кимвалы - небольшие круглые медные диски. На литургии копты стремятся бывать три раза в неделю."



После литургии церковный служащий (кажется диакон ) повел показывать нам остальные храмы. Он поразил нас своей страстной проповедью и той горячей любовью, с которой он говорил о Христе.





Моисей:



Третья церковь на территории комплекса. Во время недавнего пожара сам храм выгорел, осталось нетронутой только икона Христа в алтаре.







Во время пожара открылась новая пещера - туда планируют расширить храм.









По окончании службы все расходятся.











В этот день поминали усопшего недавно члена общины, и по традиции раздавали всем на молитвенную память о нем Библии, где была вклеена его фотография в виде такого вот коллажа:



Выезжая обратно через город мусорщиков смотришь на окружающий квартал уже немного другими глазами...





Египет, паломничество

Previous post Next post
Up