В первые века христианства подготовке к таинству Крещения уделялось серьезное внимание. Оглашенные (или по-гречески - «катехумены») - хоть еще и не приняли крещения, но уже считались членами Церкви Христовой и присутствовали на части богослужений, слушали Священное Писание. Во II-III веках срок оглашения был не менее трех лет. Гонения и ереси, вероучительные споры требовали от христиан стойкости и знания своей веры. Поэтому Церковь очень ответственно подходила к принятию в свое лоно новых членов и очень благоговейно относилась к самому таинству крещения.
В древности таинство крещения было не частным, а общественным и торжественным событием. В канун Пасхи и Пятидесятницы, в Рождественский и Богоявленский сочельник крестились все прошедшие огласительный период и интенсивный курс изучения основ веры.
Язычники, уверовавшие во Христа как Сына Божьего, впервые приходя в церковь, должны были пройти собеседование с епископом или другим назначенным им членом клира: пресвитером или диаконом. Будущие оглашенные рассказывали о себе и причинах своего намерении креститься; епископ говорил им небольшую проповедь о том, что такое христианская жизнь и чем христианство отличается от язычества.
Приступить к крещению могли только те, кто пробыл в чине оглашенных достаточное количество лет, изменил свою жизнь, имел свидетельство верных о серьезности своих намерений, мог лично исповедовать веру и не имел беснования.
Тех, кто прошел оглашение и хотел креститься на ближайшую Пасху, ждал еще один экзамен: повторное собеседование с епископом, где оглашенный должен был рассказать об изменениях, произошедших с ним в течение двух-трехлетнего периода. На собеседовании обязательно присутствовали крестные оглашенного, свидетельствующие истинность его слов.
Пройдя собеседование, человек записывал свое имя в список для крещения на ближайшую Пасху или другой из упомянутых дней. С этого момента он назывался «просвещаемым», т. е. готовящимся к «просвещению» (крещению).
Изучение Символа веры было своего рода привилегией просвещаемых: оглашенные не знали его, и знать им это не полагалось.
Просвещаемые изучали Священную историю, им рассказывалось о таинстве крещения. Известно, что святитель Кирилл Иерусалимский, еще не будучи епископом, вел огласительные беседы несколько раз в неделю по несколько часов.
После прохождения интенсива просвещаемых опять ждал экзамен. Накануне дня крещения, например в Страстную пятницу, они читали наизусть Символ веры и молитву «Отче наш» в присутствии епископа, а в Западной Церкви - и верных.
После принятия крещения новоначальные христиане прослушивали еще одну серию бесед - теперь уже тайноводственных (введение в таинства Церкви). Объяснялся более глубоко смысл таинства крещения, а также миропомазания и Евхаристии. Что-то о таинстве крещения неофиты уже знали, но о Евхаристии рассказывали только после крещения.
Крещение совершалось в особых помещениях - баптистериях.
"Баптистерий - особое здание (помещение), предназначающееся для совершения Таинства Крещения. В центре баптистерия, имевшего обычно круглую или восьмиугольную форму, располагается крестильная купель с тремя ступенями."
Мозаичный пол баптистерия в Стоби, Македония, V в.
Часто в баптистериях изображался олень- символ верующих, пьющих воду из источника воды жизни (крещения).
Баптистерий 5 века, Африка:
Православный баптистерий в Равенне (5 век) :
В Флорентийском Баптистерии в росписях представлено все догматическое учение Церкви - очень удобно было проводить беседы о вере.
Страшный суд:
Сотворение мира:
Адам и Ева:
Изгнание:
Каин и Авель:
Ной, строительство ковчега:
Рождество и проповедь Иоанна Предтечи:
Евангельская история:
По материалам сайта
http://www.pravoslavie.by/ и почти все фотографии взяты из блога
theofilakt