С ОБЛЕГЧЕНИЕМ!

Oct 30, 2010 18:36




Я хорошо помню учительницу литературы старших классов. Это была милая, честная и немного  восторженная женщина,  которая прекрасно понимала, что оттепель закончилась и надо  напоследок впихнуть в нас как можно больше Трифонова,  Бакланова и Анатолия Кузнецова.  А заодно почему-то Окуджаву и «Звезду» Казакевича. Но тогда это в нас не поместилось, даже  «Бабий Яр». Просто места не хватило.

У нас были две литературы -  одну мы проходили, другую  читали. И они не совпадали.  Мы читали  Стивенсона, Жюля Верна, Дюма, Свифта,  Конан Дойля, приключения в «рамочках»,  уже  выходила оранжевая «Библиотека фантастики», но достать ее было невозможно. Когда возник интерес к чувствам - перешли на Стендаля,  Драйзера, И.Шоу…  Это была мировая классика,  и я никогда не мог понять, почему ее не проходят в школе. Потому что не наша?

А еще были Битлз, Высоцкий,  снятый на 8 миллиметров фильм для КВНа,  экзамены, институт, вечеринки, кино, Таня, Лена, кто-то еще…  И  уже написан «Вертер»,  и  открылась «Метелица»,  где Адамо грустно пел, что она точно не придет «Tombe la neige …»  И позарез нужны были настоящие джинсы,  их тогда еще не привозили, а у нас можно было купить только позорные индийские техасы с клепками...

Это была юность, ее интересует любовь и будущее, а не кто с кем  бодался в  угрюмом прошлом. Политическое взросление придет позже, а если и не придет - ничего страшного, не  все не прочитавшие  «Один день Ивана Денисовича» стали вертухаями или охранниками автостоянок.

А те книги мы прочитали потом.  И Бакланова,  и Гладилина, и Войновича и еще много кого.  Может именно потому, что не получилось  насильно впихнуть их в нас на уроках литературы как ненавистный рыбий жир. Учить чему-то  из-под палки вообще не очень здорово, это говорил Д.Миль и другие умные люди, следуя заветам которых,  выйдя из школы,  я как страшный сон забыл все сны Веры Павловны, унылые размышления героев Толстого и зачем Базаров резал лягушек.

Мне вообще кажется, что у нас проходят что-то не то.  Есть классическая литература - древние греки и далее, когда-то ее проходили в гимназиях, а теперь только на филфаках. Этого в школе нет и близко, а есть какой-то нелепый гибрид из  политики, истории и устаревшей идеологии.  Зачем мне читать про бедного узника  Мцыри? Он давно свободен и держит шашлычную у меня под окнами.

Вообще литература - это конструктор жизни, лаборатория характеров и судеб, этот предмет  должен быть уроками  творчества, пособием по искусству - кстати, никаких других творческих предметов в школе нет, если не считать рисования.  Пусть дети  учатся писать, думать, чувствовать, видеть пружины поступков,  разве не этим во все времена занималась литература?

А теперь мы собираемся заменить   Чернышевского на Солженицына? И что это даст? Нашим детям нужны не новые кумиры,  им не хватает умных, свободных, честных учителей,  и никакой «Архипелаг Гулаг» тут не поможет - ни в полном, ни   урезанном виде. Прошлой осенью я был наблюдателем на выборах, где  было  огромное количество вбросов в пользу, понятно,  правящей партии.  В одной из школ мы просто поймали на этом зам. директора, она же - учительница литературы.  А теперь она  будет рассказывать про ужасы, которые творились под руководством другой правящей партии?

Хотя какие ужасы, их же облегчили и адаптировали, впрыснули исторический ботокс.  Кстати, интересно, как это можно сократить  убийства миллионов невинных граждан? Это что-то вроде  порнографии, из которой вырезали крупные планы, отчего она превратилась в невинную «Ромео и Джульетту»?  И как будет выглядеть этот «Архипелагчик Гулагчик»? Как история про добреньких дяденек  из  НКВД, занятых нелегким делом ликвидации… извините, модернизации недобитых  контрреволюционеров?  Так это уже Овалов сочинил.  Может  и репрессии тоже адаптируем,  сократим и забудем?

В общем, получился нескладный книксен   - и историю обрести, и невинность соблюсти.  Хотите признать прошлые преступления? Признавайте.  А  школьники при чем?  Они еще дети и  ни в чем не виноваты, зачем грузить их ошибками родителей, которые и сами родители не хотят признавать?

И еще. Я  сильно извиняюсь перед Нобелевским комитетом,  но лично я читать бы это детям не рекомендовал.  И почему-то я убежден, что большинство мам и пап думают так же. А если так уж нужны отечественные  нобелевские лауреаты - так есть Бунин, по литературе лучше не придумаешь.

Что же касается тиража, если таковой уже отпечатан, то ему можно найти очень хорошее применение.  Нужно обязать купить и прочитать облегченный вариант романа  (полный, боюсь,  они не осилят)  всех государственных чиновников. Зарплаты у них хорошие, не обеднеют. Зато будут иметь представление о том,  что творила партия, членами которой они еще недавно почти поголовно состояли.

программа, дети, архипелаг гулаг, солженицын, учителя

Previous post Next post
Up