«Отважная» (The Brave One) - психологический триллер. Режиссёр - Нил Джордан, авторы сценария -Родерик Тэйлор, Брюс Тэйлор, Синтия Морт, в главных ролях - Джоди Фостер, Терренс Ховард, Нэвин Эндрюс. США, Австралия 2007.
-----
Действие происходит в Нью-Йорке, про который главная героиня по имени Эрика делает изящные передачи на радио. В них - уходящая городская натура, истории о людях, все очень тонко и литературно.
Но вот однажды вечером она отправляется со своим другом на прогулку в Центральный парк, где на них нападает местная шпана. Друг погибает, сама Эрика попадает в больницу, откуда выходит с тяжелейшей психологической травмой. Полиция преступников особо не ищет, Эрика чувствует свою беззащитность на улицах любимого города, покупает пистолет и в порядке самообороны убивает одного мерзавца. (Напомним, что 2-ая поправка гарантирует гражданам США право на хранение и ношение оружия, нам бы такую...)
А что делать, если полиция не способна тебя защитить? Правильно, нужно защищаться самостоятельно, что наша героиня и делает. Более того, вскоре она входит во вкус справедливого возмездия, что, заметим, до нее уже случалось с героями многих американских фильмов.
Тут, конечно, сразу вспоминается серия «Жажда смерти» с Чарльзом Бронсоном (ремейк с Брюсом Уиллисом просто жалкая калька) и множество других. В первую очередь - «Великолепная семерка» - любимый фильм моего босоногого детства, который я до сих пор помню почти наизусть - сцены, детали, диалоги. "Штаны тут можно забыть, а пистолет!.." Какой волшебный текст!
Помню, что попасть на семь техасских самураев было невозможно, фильм шел третьим или четвертым экраном по маленьким кинотеатрам, и билетов на него не было никогда. Мы часами торчали в огромных очередях, убегали с уроков - какая может быть география, когда на школу напала банда Калверы, и любимые учителя останутся без урожая маиса! Мы ломились в зал напротырку, как-то вынесли билетершу вместе с дверью, а однажды я смотрел фильм через вентиляционную решетку на чердаке, куда мы влезли по водосточной трубе. Слышно было хорошо, видно хуже, а под занавес мы и вовсе угодили в милицию, но не посмотреть этот фильм в восемнадцатый раз было просто невозможно.
Мы хотели туда, в другую жизнь, где взрослые не жалуются на кухне на плохого начальника, а разбираются с ним самостоятельно. Наверное, уже тогда мы чувствовали какую-то ущербность нашей жизни, и мечтали стать бесстрашными ковбоями в тертых джинсах.
К слову, один из популярнейших нью-йоркских сувениров, что-то вроде наших матрешек - это красочные металлические постеры на самые разные темы. И один из самых известных, который я не удержался и купил, - это рекламный плакат с каноническим текстом: «Мы не звоним 911, мы используем кольт». Отличная слоган для фильмов про беспомощную коррумпированную полицию и смелых граждан.
В общем, наша героиня Эрика становится легендарным vigilante - мстителем, и, вдобавок, ведет в прямом эфире программы о безопасности и законности мести, что как бы снимает с авторов необходимость отдельно морализировать на тему. Впрочем, авторы и не скрывают, что они и без того на стороне героини, особенно, когда та расправляется в метро с парочкой черных отморозков. Боюсь, сегодня эта сценка понравилась бы не всем. Кстати, недавно мне где-то попалась такая информация - обычные граждане в США убивают в два раза больше преступников чем полиция. А что делать?
Сюжет пересказывать не буду, чтобы не портить удовольствия от просмотра, скажу только, что концовка этой напряженной до последних кадров истории должна особенно понравится любителям крепкого кино с очевидным социальным подтекстом. Как я понимаю, особых наград фильм не собрал, разве что через год Джоди Фостер была номинирована на «Золотой глобус» как лучшая актриса в драматическом фильме, но это и не удивительно. Такие фильмы критики особо не жалуют. Но посмотреть его определенно стоит, особенно, если вы, как и его героиня, остро чувствуете дефицит справедливости в обществе.