За четыре с половиной года на "Торфянке" засветилось немало разного народа. Были любопытные, были провокаторы, были политики, были журналисты - приличные и те, что снимали заказные репортажи про храмофобов, западную заразу и разрушение генетического кода православного народа... В общем, кого там только не было!
Еще был странный человек с камерой, прозвали его «мохнатый микрофон», который каждое воскресенье приходил в загончик для молений и снимал там боевиков из «сорока сороков», митинги «за храм» и все такое. Долго снимал, несколько лет. А на митингах против захвата парка он не появлялся, и когда на защитников Торфянки заводили уголовные дела и устраивали им обыски - тоже. Так что было ясно - готовится очередная заказуха про врагов православия, потому я с ним не общался и другим не советовал.
И вдруг его видосик про "Торфянку" был заявлен на последнем фестивале «Артдокфест». Я не отношусь к этому мероприятию с пиететом, если честно, не был ни разу, хотя снимаю «документалку» лет тридцать. Но если почитать манифест фестиваля, можно найти много красивых слов, что это, мол, площадка, где предъявляются лучшие образцы и всякое такое насчёт «неформатной документалистики» и Дзиги Вертова. Типа, у них там искусство, а не какая-нибудь помойка НТВ.
Так вот посмотрел я этот фильм с красивым и, кстати, сомнительным названием «Святое место», и скажу так - заказуха про «Торфянку», которую все эти годы лепили НТВ и РенТВ - честнее. Там все просто: нам донос заказали, мы его и слепили… А с фильмом так - заказали-то тоже что-то за храм, это видно невооруженным глазом (я снимал на Торфянке с первого дня и тут меня не проведешь), а потом с незаконным строительством вышел облом, ГПЗУ отменили, стройку перенесли, из парка надо убираться и, следовательно, километры отснятого материала про добреньких боевиков, которые весь фильм лобзают друга-друга в уста, и злых жителей-храмофобов, оказался ни к чему. Потому к материалу быстренько прилепили немного якобы человеческих характеров, природных красивостей и действительно правдивых репортажных съемок, только «Deutsche Welle» (своих, понятно, не было), и в результате получился тягомотный компот в духе «решайте сами» кто там прав, а кто не очень. А, поскольку, процентов восемьдесят материалов там все равно не про жителей, а про РПЦ и патриарха, то фильм в несколько кликов переделывается в очередной доносик, только скажите. Да и без пертеделок все, в общем-то, ясно. Кроме заказчика, хотя и тут можно догадаться.
Впрочем, не стал бы я об этой унылой любительщине и говорить, если бы не фестиваль с красивым названием «Артдокфест». Дзига Вертов, неформатная документалистика и все такое… Хотя не исключаю, что именно такие вот материалы им и по душе. Какое время, такие и фестивали.
P.S. А теперь - самое интересное. Опубликовал я эту заметку в Фейсбуке и забыл. И вдруг на следующий день приходит сообщение, что Фейсбук почему-то заблокировал две мои публикации. Одну недавнюю про Лужкова и вот этот материал про артфестдонос. Потому что они что-то там якобы нарушают.
Не думаю что причиной тому статья "Социальные лифты Лужкова" - про Лужкова и без меня писали много и всяко. Значит, виной заметка "Фестивальный артдонос" и, видимо, та крамольная мысль, что зачем-то показанный на фестивале фильм очень уж напоминает обычный донос. Выходит, угадал.
Ну, а раз заблокировали, приходится публиковать материал в других местах. А вы как думали?