Jan 01, 2019 21:04
Как всегда на Новый год телепрограмма разнообразием не баловала. Можно было в очередной раз гадать, как это красавица Барбара Брыльска умудрилась связаться с нудным бесталанным актёром Мягковым, чего я не мог понять последние сорок пять лет, а можно было наслаждаться залежалой попсой всех сортов, которая целый вечер буйствовала на большинстве каналов. Видимо, как компенсация унылых советских времен, когда для того чтобы посмотреть какой-нибудь клип группы «Бонни М» нужно было не спать до 4-х утра.
А главное, вот такая унылая кантилена продолжается уже много лет, хотя на отсутствие денег нашему убогому ТВ жаловаться сегодня не приходится. Видимо, не хватает чего-то другого.
Конечно, правильней всего было бы просто лечь спать, но новогодняя канонода за окном заранее обрекала эту попытку на неудачу. В результате я нашел два канала с оперой и какое-то время переключался с одного на другой, чтобы понять, что мне сегодня интересней.
Контент, или проще содержание, было приблизительно одинаковым - и тут и там исполняли в основном классические оперные арии. И это радовало, потому что-то испохабить что-то в этом проверенном жанре довольно трудно, хотя если сильно постараться, то можно.
По одному каналу транслировали Гала-концерт из серии «Паваротти и друзья», в котором на сцене Арены ди Верона замечательно пели Доминго, Каррерас и другие звезды первых величин. Выглядело это корректно, трогательно и невероятно профессионально.
По другому каналу шел концерт из «Геликона», стилизованный под новогодний бал князя Орловского из «Летучей мыши», и поначалу я выбрал его. Потому что когда-то я любил и много снимал этот театр и его молодых симпатичных солистов, сделал даже большую программу о «Геликоне» для 1-ого канала, после чего замечательные солисты приезжали ко мне на дачу и под водочку устраивали оперные концерты, на которые сбегалась вся Клязьма. И еще потому, что князя Орловского, которого в те времена пел совершенно фантастический контртенор Эрик Курмангалиев, сегодня исполнял тот самый знакомый, который потрясал дачный поселок великолепным голосом…
Но чем дольше я смотрел этот концерт, скорее напоминающий некий перфоманс, тем чаще переключался на Верону, хотя и тут и там исполнялись одни и те же арии Штрауса, Бизе и Пучинни. Но - не знаю… Конечно, тогда, в 90-е были другие времена, все были моложе, у театра не было денег, это была как бы живая иллюстрация оперы «Богема», но зато было много идей, молодого задора и смелости, и тогда сборный концерт под видом бала из «Летучей мыши» выглядел замечательным новаторским приемом, а теперь стал бородатым штампом. Как и идея ТВ без конца крутить второсортную попсу всех времен и народов. Все это как-то не впечатляло.
А еще не к месту вспомнились какие-то скандалы из-за здания, и, конечно, тот факт, что худрук театра - это теперь доверенное лицо Собянина и председатель какого-то там совета… внимание «художественных руководителей столичных театров и концертных организаций». То есть большой человек и деятель культуры… Понятно, всем нужны помещения и хорошие ставки.
А еще в глаза как-то сразу бросались костюмы многочисленной геликоновской труппы, которые выглядели довольно безвкусно, но при этом фантастически дорого. Настолько, что смокинги Доминго и Каррераса на фоне по-киркоровски разодетых геликоновцев напоминали какую-то спецодежду. Так что вышла какая-то оперная попса.
Конечно, художник вовсе не обязан быть бедным и плохо одетым диссидентом, но доверенное лицо и какой-то там председатель - это уже перебор. Пахнет не очень, хотя вполне в духе давних отечественных традиций. Типа, «Богема» в современном исполнении или их сиятельство на партсобрании.
Нет, вроде бы всякая там политика не должна влиять на тембр голоса и качество постановки, но вот поди ж ты, влияет. Рояль начинает фальшивить, тенор петь мимо нот, а декорации - напоминать оформление партийного съезда. И невольно возникает вопрос: «Триумф воли» Лени Рифеншталь - это творение режиссера или политического конъюнктурщика?..
Кончено, вечную дилемму «художник и власть» решает каждый для себя сам, это его осознанный моральный выбор. Потому я тоже сделал свой выбор и решительно переключил телевизор на канал, где друзья Паваротти. Одеты они победнее, но смотреть на них как-то приятней. Да и поют они все-таки лучше.
паваротти,
геликон,
тв,
тенор,
#геликон-опера,
новый год,
летучая мышь,
искусство,
телепрограмма