Уж не знаю, кому пришло в голову поселить выставку Казимира Малевича в чреве обновленной скульптуры «Рабочий и колхозница», этого эталона соцреализма, но, думаю, что академика живописи товарища В.Мухину, которая еще член Президиума АХ СССР и лауреат аж пяти Сталинских премий, вряд ли порадовало бы такое интимное соседство с каким-то подозрительным диссидентом и арестантом. Вдобавок заявившим, что «коммунизм есть сплошная вражда и нарушение покоя, ибо стремиться подчинить себе всякую мысль и уничтожить ее, и что еще ни одно рабство не знало того рабства, которое несет коммунизм, ибо жизнь каждого зависит от старейшины его». Не очень-то сообразуется с программным текстом насчет веющего над страной весеннего ветра, благодаря которому жить с каждым днем все радостнее.
Впрочем, думаю, что и автор черного и всяких других квадратов, авангардист, супрематист и вообще большой экспериментатор Малевич тоже предпочел бы соседство с чем-то более интеллектуальным, чем железяка в виде серпа и молота в руках двух идолов так и несостоявшегося изобилия. Но, увы, времена и соседей у нас по-прежнему не очень-то выбирают.
Хотя какие-то пересечения в их творчестве имеются. Малевич, например, подрабатывал разработкой дизайна флаконов для парфюма фабрики Брокара, впоследствии ставшей фабрикой «Новая заря», а Мухиной приписывают честь сочинения того самого граненого стакана, который заслужил самую высокую художественную оценку у многих поколений советских граждан. После одного-двух таких стаканов их жизнь становилось еще радостней.
А может это странное соседство содержит в себе популярную ныне идею примирения, благодаря которой потомки пламенных большевиков вдруг стали ярыми монархистами? Очень может быть, хотя без реального покаяния, на мой взгляд, такая метаморфоза выглядит довольно фальшиво.
Но если отбросить нюансы, сходить на Малевича можно. Оформлена выставка неплохо, а большинство крупных работ, как меня уверили, оригиналы. И еще есть любопытные пояснения, благодаря которым я, в частности, узнал, что Малевич учился в школе живописи Федора Рерберга. Который, добавлю уже от себя, был братом Веры Рерберг, которая была первой женой композитора Александра Гречанинова, о чем я рассказывал в своем
фильме. Тесен мир, вернее, когда-то был таким.
В общем, вот
фото, смотрите. Есть некоторый перебор с родственниками и знакомыми Малевича, и еще многовато охраны, но это теперь такой тренд.
И еще очень хотелось посмотреть на творение Мухиной изнутри, но туда не пускают. Так что с внутренним содержанием рабочего и колхозницы познакомиться не удалось.