Как-то меня спросили, отчего это наше поколение так трепетно относилось к Новому году, довольно обычному по мировым меркам празднику.
А действительно, почему? Понятно, не из-за дежурных телепоздравлений генсека или слепленных на скорую руку ежегодных новогодних комедий, всяких убогих «Чародеев», которые можно было смотреть исключительно в крепком подпитии. И даже не из-за «Мелодий и ритмов зарубежной эстрады», где - представляете! - могли показать группу «АББА», если, конечно, вы сумеете не заснуть до 4-х часов утра.
Конечно, за все поколение отвечать не берусь, но для множества моих знакомых Новый год тех времен был праздником любви, не к партии или к Ленину, а просто. Сегодня, когда ты можешь поехать с кем угодно куда угодно, трудно представить, что в те годы сильно развитого социализма ты мог отправиться с подругой разве что в задрипанный частный сектор какого-нибудь задрипанного Сочи. Или на дачу к приятелю. Никаких тебе отелей, гостиниц и домов отдыха, мальчики ищут мячик направо, девочки налево, иначе разврат, а его моральный облик строителей коммунизма не приветствует. Хотя на самом деле коммуняки боялись не разврата. Любви они боялись, которая делают даже советского человека сильным и независимым. Типа, а пошли вы со своим Лениным и его родной партией!..
В общем, если летом жилищная проблема хоть как-то решалась, то зимой наступала полная хана. Одно спасение - Новый год: родители отвалили в гости, тебя пригласили в какую-то компанию, а там елка, шампанское, чудные московские девушки (такой вымирающий подвид - стройная фигурка, живые умные глаза, спецшкола, в наше время почти не встречается, как-то увидел в метро, но это был Лондон), Сальваторе Адамо поет «Tombe la neige…», а за окном действительно валит снег и в такую волшебную ночь может случиться все что угодно… И обязательно случалось...
Наверное, какое-то праздничное волшебство осталось и сегодня, но если есть возможность, я стараюсь уехать куда подальше. От показушной всемерной «заботы» о москвичах просто тошнит, телевизор вызывает омерзение, а сама Москва превратилась в провинциальный отстойник. Ребята, побывавшие вчера на Манежной, поражались - они пришли бороться за свободу, а вокруг ходит разодетое колхозное хамло и морщит нос, мол, мешают тут всякие радоваться прелестями столичной жизни.
Кстати, такое же чувство инопланетянина я испытывал после всех протестных маршей - только что ты шел в толпе замечательных граждан со светлыми лицами и вдруг - раз, телепортировал в вонючую провинциальную гадость, в которую превратили Москву за 20 лет. Сознательно превратили, чтобы никаких тебе баррикад и свободомыслия. Думаю, сегодняшним праздничным вечером этой гадости будет предостаточно - и на улице и на экране. Грустно.
Впрочем, как закончил один из романов Ю.Трифонов: а вдруг чудо, еще одна перемена в жизни?.. Хотелось бы надеяться...
С Новым годом!